Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Морская тематика в произведениях 19 века (ЕГЭ по литературе)

Вода — это двойственный символ в русской литературе. С одной стороны, она обладает чудодейственной, лечебной силой, она даёт жизнь. С другой стороны, вода ассоциируется с хаосом, безудержностью, разрушительностью. У М. Цветаевой эта стихия показана именно двойственно, что отличает её от поэтов 19 века. Героиня поэтессы чувствует своё родство с морской стихией, поклоняется ей.

В стихотворении «К морю» А. С. Пушкин поклоняется могучей стихии, восхищается её красотой. В первой части элегии поэт показывает красоту моря, но испытывает грусть от прощания с ним. Лирический герой возвеличивает водную стихию, но не ощущает родство с ней, потому что море велико, своенравно, оно может погубить «стаю кораблей» или хранить «стаю рыбарей».

Оно не подчиняется человеку. Именно поэтому лирический герой признает величие стихии, восхищается ею, её силой, но не чувствует родство с ней. В заключительных строках поэт обращается к морю с обещанием сохранить его «торжественную красу», его величие, и этот эпитет помогает понять всю любовь, которую испытывает А. С. Пушкин. Однако, можно заметить, что он как бы возвышает стихию над человеком, показывает её более могущественной, неудержимой. Поэт преклоняется перед морем, а не отожествляет себя с ним, как это делает М. Цветаева.

В элегии «Море» В. Жуковский показывает море живым, дышащим, наполненным любовью. Оно «безмолвное», спокойное, величественное, чем и восхищается лирический герой — «стою очарован над бездной твоей». Когда же тучи стремятся разлучить море со звездами, оно приходит в ярость, как человек, которого разлучают с любимым. Оно воет, бьётся, подымает волны: «Ты в бездне покойной скрываешь смятенье, / Ты, небом любуясь, дрожишь за него». Жуковский в своём произведении показывает море одушевленным, по-настоящему живым, чего не было у А.С. Пушкина. Поэт также восхищается спокойной, и в то же время невероятно сильной стихией, но не превозносит его над человеком. Этим он схож с

М. Цветаевой.

М. Цветаева очень часто обращается к морской тематике. Она раскрывает значение своего имени и отожествляет себя с водной стихией: «Я – бренная пена морская». Лирическая героиня сравнивает себя с богиней, которая была рождена из морской пены, черты которой есть в ней: «кудри беспутные», «своеволье». Как и море, она находится в постоянном движении, развитии. Поэтесса отвечает своим недоброжелателям, что сломать её невозможно, как невозможно остановить морские волны, которые могут быть настолько разрушительными, что дробят камни. Эти столкновения являются метафорой на противоречивые отношения с политическим режимом. В этом произведении М. Цветаева доказывает, что жизненные неурядицы не способны сломать её: «Я с каждой волной — воскресаю!». Прежде другие поэты тоже ощущали родство с водной стихией, но у Цветаевой это чувствуется острее, искреннее, чувственнее. Она не просто восхищается морем или наделяет его человеческими чертами, а полностью отожествляет себя с ним, она сама подобна водной стихии.

Таким образом, поэты 19 века нередко обращались к теме моря, ощущая родство с водной стихией. Но именно М. Цветаева показала, что она сама и есть та бурлящая, изменчивая и сильная стихия. Поэтесса показывает, что её невозможно сломать трудностями или проблемами, она постоянно «воскресает» и продолжает бороться. Лирическая героиня Цветаевой не просто восхищается морем или боготворит его, она сама море — невероятная стихия, которую невозможно одолеть.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском