Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Ф. М. Достоевский — мастер художественного диалога по роману «Преступление и наказание» (Достоевский Ф. М.)

М. М. Бахтин писал: «Романы Достоевского суть великолепно обставленные диалоги». Так одно из произведений писателя, роман «Преступление и наказание», строится на развернутой системе диалогов: они стремительно сменяются один за другим, а авторское повествование зачастую отходит на второй план.

Сам Достоевский отмечал значимость диалогов в развитии сюжета романа. И действительно, диалоги делают повествование более ярким, напряженным. Так, например, диалоги Раскольникова и Порфирия Петровича являются одними из самых волнительных моментов. Второй диалог героев в конторе можно назвать кульминационным в данном эпизоде: «Раскольников, пожалуй, попал в капкан». Каждая реплика Порфирия Петровича приближает признание Раскольникова.

Кроме того, именно в диалогах со следователем продолжают развиваться философские мысли и положения из статьи главного героя: «Эвона ведь вы какие статьи о преступлениях печатаете!».

Помимо развития сюжетной линии, диалоги в романе также способствуют раскрытию образов героев, автор предпочитает диалоги портретному описанию. Кроме того, являясь своеобразной формой исповеди, диалоги передают внутреннее состояние героев. Так, диалог Раскольникова и Мармеладова в трактире — это исповедь Семена Захаровича: «Осмелюсь ли, милостивый государь мой, обратиться к вам с разговором приличным?». Диалог передает всю боль и безысходность, которую чувствует не столько сам Мармеладов, сколько его семья: «И это мне в наслаждение! И это мне не в боль, а в нас-лаж-дение…».

Диалоги Сони и Раскольникова также являются исповедью: именно Соне решает сознаться герой. Благодаря разговорам с Сонечкой Раскольников осознает несостоятельность своей теории. Именно героиня убеждает Родиона в необходимости сознаться в содеянном, тем самым очистить душу.

Стоит также отметить что внутренние чувства героев продолжают раскрываться и после диалогов: практически за каждым из них следуют монологи. Так, после диалога в трактире начинается рассуждение Раскольникова: «Ко всему-то подлец человек привыкает!». А за «роковым для Петра Петровича объяснением» с Дунечкой и Пульхерией Александровной идет монолог Лужина: «Он тут же назвал себя дураком — про себя, разумеется…».

Таким образом, монологи дополняют диалоги и помогают в раскрытии сущности героев. Важен тот факт, что монологи и письма в произведении диалогичны: в них присутствуют противоположные мысли и позиции, контрастные реплики. Герои зачастую оспаривают свои же суждения: «Не бывать? А что же ты сделаешь чтобы этому не бывать?..» (Раскольников)

Разные «голоса» также слышны и в письме Пульхерии Александровны своему сыну: письмо изобилует вопросительными предложениями и вводными словами, выражающими сомнение героини в своих словах: «кажется», «пожалуй» и другие.

Таким образом, объединив все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что «Преступление и наказание» — это полифонический роман. Диалоги в нем играют ключевую роль не только в развитии сюжета, его драматизации, но и в раскрытии образов героев. У каждого из них своя партия, каждый выражает свои идеи (или теорию), но лишь в их взаимодействии посредством диалогов раскрывается важнейшие философские и нравственные пробелы романа.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.