Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Какие важные нравственные вопросы времени решали в своих произведениях авторы «лагерной» прозы? (ЕГЭ по литературе)

Первостепенной проблемой, интересовавшей писателей-лагерников, была проблема человечности в животных условиях. Она является ключевой в рассказе А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». В этом произведении автор описывает удачный день Ивана Денисовича Шухова — типичного заключенного, севшего, можно сказать, ни за что. А день его был счастливым из-за того, что Шухов в карцер не сел, пайку получил и «ножичек» припас. Этот крестьянин по натуре — образ, собравший в себе лучшие качества простого русского человека, однако под лагерным гнетом он стал более податливым, знал с кем нужно иметь связи и кто распоряжается его жизнью. Человек меняется под воздействием обстоятельств, а в лагере тем более. По Солженицыну лагерь — это ад, в котором может выжить лишь тот, кто сохранил в себе Бога.

Поэтому в рассказе появляется баптист Алешка, который прячет священные тексты и молится несмотря на то, что его посадили, как сектанта. Алешу можно убить, но невозможно сломать.

Но если Солженицын верит в спасение, то Шаламов убежден, что, если человека не сломали, значит мало били. Смерть в лагере — это уже не экзистенциальное состояние, а нечто обыденное. Варлам Шаламов в своих работах поднимает проблему смерти и стоимости человеческой жизни. В рассказе «На представку» автор описывает карточную игру, в ходе которой убивают человека, даже не сидевшего за карточным столом. За что? Просто за шерстяной свитер! В лагерной среде сильный властвует над слабым. Власть способствует растлению человеческой души. Этот зверь власти ищет удовлетворения своей сути в убийствах и побоях, для него чужая жизнь ничего не стоит…

У Солженицына есть интереснейший рассказ «Улыбка Будды». Автор, придерживаясь русским традициям, наполняет его смехом сквозь слёзы. На зону приезжает госпожа Рузвельт с целью проверки условий содержания заключенных. К её визиту была подготовлена лишь одна камера для показа, однако подготовить заключенных к нормальной еде и условиям за вечер невозможно, поэтому встреча первой леди и зэков выходит очень комичной. Госпожа Рузвельт покидает зону удовлетворенной и даже удивленной такой гуманности, после чего у заключенных снова всё отбирают, и их жизнь снова становится адом. Этот рассказ прекрасно показывает государственные пороки того времени: проблему бюрократизма, работы для отчетности, поддельного гуманизма, и всё это если закрыть глаза на людей, которые превратились почти что в животных. Во время обеда при первой леди зэкам дали нормальную посуду и даже миску для костей, но они по привычке достали свои ложки, а тарелка для костей так и осталась пустой, потому что они с голода не оставили даже их. Как писал Варлам Шаламов в своем эссе: «Животных делают из лучшего теста, и ни одно животное не перенесет тех мук, какие перенес человек».

«Говорят, лагерь — это ад. Я же думаю, что ад — это мы сами»: говорил Сергей Довлатов (последователь «лагерной» прозы). С ним можно в какой-то степени согласиться: зона — всего лишь место, кошмаром её делают люди. Лагерь — это совсем другой мир, где привычные «хорошо» и «плохо» теряют свою значимость. Здесь воровать еду, убивать людей, притворяться больным значить спасать свою жизнь! Но одно можно сказать точно: в лагере по настоящему выживает тот, кто несмотря ни на что остается человеком.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском