Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Может ли человек сохранить себя в ситуации несвободы? (ЕГЭ по литературе)


Ответ на вопрос о том, способен ли человек оставаться собой в обстоятельствах, ограничивающих его свободу и вынуждающих отказываться от прежних ценностей, может быть дан после рассмотрения цикла

В. Т. Шаламова «Колымские рассказы».

Некоторые произведения посвящены проблеме утраты человеком, оказавшимся в условиях тотальной несвободы, направленных на подавление его воли и стремлений к чему-либо, помимо того, чтобы выжить любой ценой, своих нравственных качеств. Так, герои рассказа «Ночью» Глебов и Багрецов крадут одежду умершего, чтобы впоследствии продать её и купить себе еду. Они не осознают аморальность и неэтичность поступка, потому что для них он является обычной возможностью сохранить свою жизнь хоть на какое-то время, они сухо отмечают особенности телосложения покойника, и Багрецов говорит о том, что условия его захоронения могли бы быть и удобнее для них, к тому же, в конце он улыбается, предвкушая покупку хлеба и табака.


Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Всё это демонстрирует уподобление животным на определённом уровне, когда у людей происходит окончательное духовное падение, заменяемое одним лишь непреодолимым желанием остаться в живых. Кроме того, Глебов вспоминает, что на свободе он был врачом — он указывает напарнику на плохую свёртываемость крови, однако Глебов не уверен, существовало ли что-то до лагеря на самом деле, прошлое начинает казаться неким миражом, ведь сейчас все мысли заключённого ограничены поисками способов не погибнуть от голода или тяжёлого труда, для прежнего «автоматизма суждений и наблюдений» места вовсе не находится. Подчёркивается, что подобным образом в этом угнетающем пространстве думают и ведут себя все остальные: никто не рассказывает о прошлой жизни, но, если бы Багрецов или кто угодно другой назвал свою профессию, Глебов поверил бы без раздумий, потому что в таких обстоятельствах всё стороннее уже не имеет значения.

Тем не менее, некоторые люди в ситуации ограничения их воли продолжают быть верными своим ценностям, за которые могут и отдать жизнь. В рассказе «На представку» таким человеком выступает Гаркунов, отказавшийся отдать для игры в карты подаренный женой свитер, из-за чего оказавшийся жестоко убитым — лагерь не прощает никаких выражений духовности. И повествователь, и окружающие спокойно принимают смерть Гаркунова как данность, что показывает их смирение с чудовищными законами, ведущее к потере важных качеств вроде доброты и сострадания.

Каждое проявление человечности становится высочайшим нравственным подвигом. В произведении «Плотники» его совершает пожилой инструментальщик Арнштрем, разрешая Поташникову и Григорьеву, солгавшим о том, что они плотники ради того, чтобы не умереть на морозе, на два дня остаться в тепле, его поступок оказывается поистине спасительным для них, ведь по истечении этого времени температура воздуха поднимается.

В «Апостоле Павле» рассказчик и Рязанов сжигают письмо дочери пастора Фризоргера, не утратившего своей религиозности даже в заключении, об отказе от родства с ним, чем доказывают наличие у себя нравственных чувств, позволяющих переживать за другого.

В рассказе «Сентенция» продемонстрировано полное восстановление человеческого начала, не связанное с оказанием помощи людям: главный герой, чья жизнь не включала в себя ничего, кроме лагерной рутины и страха смерти, вспоминает далёкое от его действительности слово «сентенция» и безгранично ему радуется, не обращая внимания на оскорбления остальных и риск начала нового следствия, предвещающего добавку срока. Это означает сохранение того духовного, что рассказчик имел до попадания в заключение, подтверждающееся тем, что он и в дальнейшем постепенно вспоминает прочие слова из сфер, не относящихся к вопросам выживания, так утверждается сложность, но не невозможность возвращения к человеческому в удручающих условиях.

Таким образом, человек оказывается в состоянии сохранить себя в ситуации несвободы, однако чаще всего заключение негативно влияет на его духовную жизнь, к прежнему состоянию которой уже нельзя вернуться.



Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id103129




Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2020 «Критическая Литература»

Обновлено: 17:00:11
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение