Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




«Религия подобна светлячкам: она светит там, где темно» (ЕГЭ обществознание)

Религия в современном мире является тем социальным институтом, который, казалось бы, изжил себя уже давным-давно. Забавно осознавать, что точно также думали многие философы или мыслители эпохи просвещения, объявляя религию своим главным врагом. Так почему же религия до сих пор существует, более того, почему в настоящий момент она испытывает возрастание количества интересующихся ей людей? На этот вопрос как раз и отвечает дискуссионное высказывание Ницше, которое объясняет нам, почему религия сохранила своё влияние в обществе. Религия выполняет ряд важных общественных функций, что помогает ей продолжать функционировать. Более радикально настроенные учёные говорят об уменьшающемся значении религии в современном мире, что в конечном итоге может привести к распаду этого явления. Тем не менее, одновременно с некоторым постоянством, которое присуще религии, религия, как и любой общественный институт, вынуждена изменяться.

Рассмотрим эти тезисы.

С одной стороны, религия существует за счёт выполнения ряда социально важных функций, на что указывают представители функционалистской теории, в частности Эмиль Дюркгейм. Знаменитый социолог указывал на необходимость сплачивания людей вокруг одной идеи в условиях общества с механической солидарностью. Более того, поклонение и обрядовость религий, сама вера в них, обусловлены не чем иным, как поклонением и воспеванием общества и его достижений. Индивиды застают общество на конкретном этапе его развития и не в силах объяснить себе все его достижения, они пытаются «воссоединиться с мёртвыми», прикоснуться к тем, кто создал этот мир для них.

Однако не верно будет заявление, что религия играет лишь роль проводника в мир мёртвых. Среди остальных её функций выделяется воспитательная. За счёт социализации религиозные догматы, правила, нормы и ценности воспринимаются индивидом, становятся его неким SuperEgo, если обратиться к концепции З. Фрейда. Религия развивает такие важные стороны человеческой личности как нравственные и ответственные поступки, гуманизм, воспитывает в человеке ценности семьи и дружбы и так далее. Именно религиозные нормы позже будут основой для различных законодательств. Через передачу ценностей и норм выполняется, также, регулятивная функция, направленная на вписывание поведения человека в определённые рамки. Таким образом, религия служит инструментом передачи, наследования общественных норм и ценностей, которые она прививает человеку в процессе социализации и за счёт которых общество осуществляет контроль над поведением индивида.

Ещё одной функцией религии является компенсаторная, утешающая, функция. Индивид, оказавшись в трудной жизненной ситуации, ищет понятные ответы на достаточно сложные, «вечные» вопросы бытия. Религия же помогает человеку вернуться в русло нормальной жизни, реализовав его потребность в душевном спокойствии (даёт простые ответы на сложные вопросы).

Также, религия является немаловажным факторов общественных изменений. Так, Вебер говорит о том что…

В той же логике мыслит и Хьюз, говоря об институте как о действующем предприятии, направленном на удовлетворение определённой потребности. В случае с религией это проявляется в борьбе за осуществление нравственного воспитания. Современные специализированные государственные учреждения выступают оппонентами, как более бюрократизированный, формальный, рационализированный формат обучения. Также, религия, как и во все времена, претендует на обладание исключительного истинного знания, содержащегося в священных книгах.

С другой стороны, религия уже потеряла многие свои прежние функции, произошла секуляризация, что означает снижение интереса к церкви со стороны человеческих масс, произошла рационализация нашей культуры. Огюст Конт писал, что знание человека, преодолевая теологическую стадию и достигая научной, более не нуждается в простых и зачастую неверных, ошибочных утверждениях. Таким образом, признавая начало рефлексивной деятельности человека в процессе теологического познания, Огюст Конт говорит о закате этого способа мышления и торжестве научного метода.

Тем не менее, необходимо признать, что учёный ошибся в своих предположениях. Наука несмотря на своё долгое развитие не может стать основой мировоззрения человека, так как она не обладает постоянством, стихийно изменяясь в связи с новыми научными исследованиями. Философия же, занимающаяся познанием вопросами смысла жизни и т. д., ещё не выдвинула ни одной законченной безошибочной, логической концепции, которая бы объясняла индивиду его роль в этом мире, поэтому и она не может выполнять тех функций, которые относят к религиозным институтам.

В связи с рационализацией и ускорением жизни общества, связанном с появлением и развитием больших городов, о чём писал в своих работах Зиммель, религия теряет монопольное право на образование, на психологическую помощь, поддержку индивида. Между тем, именно эти области (образование, психология, философия) популяризируются, из-за появившейся возможности осуществлять все эти желания внутри одного города и из-за необходимости развития этих областей, что связано, опять же, с развитием общественных отношений в большом городе. Вместе с тем значительная обрядовая часть уходит из религии, по крайней мере для обычного человека, из-за невозможности тратить такое количество времени в молитве или в каком-то церковном процессе.

Однако, опять же, данное утверждение можно оспаривать. Во-первых, религия, подстраиваясь под конкретные общественные реалии, сокращает длительность богослужений, других обрядов и ритуалов и даже молитв, количества моментов, когда их надо произносить. Во-вторых, описанные выше процессы ускорения и рационализации жизни приводят к желанию индивида спрятать от всего этого свой внутренний мир (Зиммель). Постоянная смена обстоятельств жизни, переключение индивидов с одного явления на другое приводят к раздражению, в котором человек постоянно находится. Церковь же помогает справиться с ним, так как является гарантом постоянства, неизменности, «фиксированной» правды, то есть иллюстрирует все те черты общества, которые потерялись в процессе его развития, в том числе спокойность и предсказуемость жизни. Более того, в связи с всё большим осознанием невозможности науки и философии дать ответы на «вечные» вопросы, религия распространяет своё влияние, так как спрос на неё увеличивается.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.