Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Проблема тщеславия (ЕГЭ по русскому)

Тщеславному человеку важно не мнение других,

а его собственное мнение об их мнении.

Ницше

Каждый человек хоть раз в жизни задумывается о собственной важности для окружающих, о своей индивидуальности. Многие стараются выделить себя наградами, драгоценностями, которые способны пустить достаточно пыли в глаза светскому обществу, дабы носитель смог укорениться в высших кругах, стать выше рангом, стать кем-то особенным. Именно проблему тщеславия и его влияния на поведение человека рассматривает в своем рассказе «Орден» великий русский писатель Антон Павлович Чехов.

Чтобы привлечь внимание читателя к данной проблеме, автор рассказывает нам один эпизод из жизни дворянина Льва Пустякова, взявшего у своего друга поручика Леденцова орден Станислава. Анализируя поведение выше упомянутого дворянина, Чехов отмечает, что герой берет знак отличия лишь для солидности, дабы украсить свою неприметную особу на обеде у купца Спичкина, впоследствии «заикаясь, краснея и робко оглядываясь на дверь», переживая за обнаружение правды.

Увидев на этом же приема своего знакомого Трамбляна, учителя французского языка, Лев тут же начинает бояться за раскрытие своей аферы и прикрывает орден рукой, во избежание нежелательных вопросов. Так, автор убеждает нас в том, что человек, стремясь показать себя в лучшем свете, готов идти на любые козни, даже прибегать ко лжи, чтобы угодить светскому обществу и получить для себя несколько комплиментов. Тщеславие толкает людей на бесчестные поступки.

Однако, что же происходит с чеховским героем, оказавшимся в столь деликатной ситуации? Лев Пустяков довольно скоро замечает на груди знакомого учителя орден Анны, понимая, что оба дворянина с одинаковой силой стремились угодить высокопоставленным, известным широкой общественности людям, раз оба решились прибегнуть к обману. По итогу, Пустяков весь вечер гордо носил на лацкане чужой орден, пожалев лишь о том, что не взял вместо него что-то более значимое, например, Владимира, а не Станислава: «Только эта одна мысль и помучивала его. В остальном же он был совершенно счастлив». Благодаря приведенному фрагменту, автор еще раз убеждает нас в том, что тщеславие способно негативно влиять на человеческие чувства, искажать нравственные ориентиры, заменять подлинные ценности на фальшивые подделки, что неприемлемо в современном обществе.

Таким образом, оба примера, дополняя друг друга, помогают автору сделать закономерный вывод о том, что чужие попытки казаться выше собственного роста, солидней, богаче и значительнее ни к чему не приводят человека, кроме как к смеху и даже позору. Пустые стремления угодить значительным чиновникам не сделают вашу жизнь счастливой, не обогатят вашу душу и не обеспечат вам должного положения.

Позиция автора по поднятой проблеме видна ясно и однозначно: человека определяют не его знаки отличия, не занимаемый пост, а внутреннее духовное наполнение, которые не должно отставать от видимой оболочки. Любые попытки обворожить публику блеском позолоты на взгляд писателя — смешны.

Я согласна с позицией автора и тоже считаю, что человек должен добиваться успеха своими поступками, не рассчитывая на благосклонность случая или заслуги своих друзей, как и не должен идти на поводу у своего тщеславия, разрушающего все мыслимые и немыслимые моральные устои. Размышляя по данной проблеме, я не могу не вспомнить строки из знаменитого романа Александра Пушкина «Евгений Онегин», в которых поэт выводит правдивую формулу человеческого тщеславия: «Мы почитаем всех нулями,/ А единицами — себя». Действительно, именно так и думают люди, когда ставят свои интересы выше других, отказываются помочь окружающим, разделить с кем-то последний кусок хлеба, боясь только за себя и уважая лишь собственную шкуру.

А как не вспомнить полные философских мыслей слова одного из величайших философов эпохи Просвещения в лице Жан-Жака Руссо, сказавшего в назидание потомкам: «Если тщеславие сделало кого-нибудь счастливым, то наверняка этот кто-то был дурак». Ещё в начале XVIII века люди поняли, что счастье нам даруется лишь в достижении общего блага, благодаря взаимовыручке и любви к ближнему. Человечество будет процветать, если только научится жить одним неделимым организмом, части которого перестанут искать собственной выгоды.

В завершение хотелось бы вспомнить из пыли времен имя блестящего французского писателя Виктора Гюго, давшего самое точное описание неумолимому самолюбию: «Тщеславие — страшная сила, действующая внутри нас и против нас же самих».

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.