Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




17.3 Что позволяет говорить об исповедальности поэзии Твардовского? (ЕГЭ по литературе)

Лирика А. Т. Твардовского отличается особой проникновенностью. Автор размышляет о вечных вопросах, поднимает важные проблемы и делится тем, что стало причиной раздумий, тоски и даже нравственных исканий. Именно исповедальность подразумевает особую степень искренности и глубины душевных порывов. Рассмотрим некоторые произведения, в которых встречается этот мотив.

Во-первых, Твардовский часто обращался к теме поэта и поэзии. Так, в стихотворении «Вся суть в одном-единственном завете» лирический герой рассуждает о своем предназначении, сути творчества и литературе. Писатель обращает внимание на антитезу: лирический субъект противопоставляет величие поэтического творчество обыкновенной смертности. Однако, несмотря на это, ссылаясь на Толстого, лирическое «я» осознает, что даже гению не может доверить выражение своих чувств и переживаний – настолько его творчество сакрально:

О том, что знаю лучше всех на свете,

Сказать хочу.

И так, как я хочу.

Так, автор демонстрирует свою исключительность, отрицает авторитеты и показывает, что готов творить и приоткрывать завесу тайн своих душевных переживаний. В приведенном стихотворение раскрывается некая исповедь поэта, что наличие исповедальных мотивов.

Во-вторых, особое место в лирике Твардовского занимают произведения о войне. К примеру, «Я убит подо ржевом». В этом стихотворении центральным является мотив памяти о подвигах и нелегкой судьбе великой державы, которая самоотверженно сражалась ради будущих поколений за мирное небо над головой. Повествование идет от очевидца и непосредственного участника всех событий, поэтому в каждой строке чувствуется боль солдата, но тем не менее бесконечная гордость, хоть и отнюдь «не хвастливая». Исповедальность заключается в том, что лирический герой будто ведет диалог с читателем, наставляя уважать героическое прошлое предков:

И беречь ее свято,

Братья, счастье своё —

В память воина-брата,

Что погиб за нее.

Эта просьба показывает то, насколько важна память для лирического героя Твардовского.

В-третьих, рассмотрим стихотворение «Я знаю, никакой моей вины». Оно также пополнило коллекцию произведений о войне. Лирический субъект тоже побывал на поле боя, ковал победу в тылу. Он искренне делится самым сокровенным:

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

<…>Что я их мог, но не сумел сберечь, —

Несмотря на самоотверженность и жертвенность в бою, лирический субъект словно кается за то, что не уберег дорогих его сердцу людей. Твардовский обращает внимание на особый трагизм судьбы воинов, переживания и тоску по погибшим. Поэтому переживания лирического героя искренни и наполнены болью ввиду пожизненной разлуки с друзьями. Лексический повтор в конце стихотворения показывают задумчивость и грустный пафос произведения: «Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…»

Таким образом, исповедальность в поэзии Александра Трифоновича Твардовского заставляет задуматься о вечном, погрузиться в переживания лирического героя и особую атмосферу того или иного периода жизни поэта.

Обновлено:

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.