|
17.1 Как в комедии Гоголя «Ревизор» воплощен принцип «смеха сквозь слёзы»? (ЕГЭ по литературе)Н. В. Гоголь в комедии «Ревизор» обличает пороки всей русской действительности, тем самым заставляя общественность задуматься о нравах и укладе жизни. Принцип «смеха сквозь слёзы» является одним из основных, так как именно благодаря использованию комического писатель достигает столь гротескного изображения персонажей. Как именно Гоголь воплощает это? С первых страниц писатель намекает на основную идею произведения: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Эпиграф стал неким предупреждением разбушевавшимся чиновникам, считающим, что Гоголь преувеличил проблемы страны. Однако именно такая реакция общественности доказала, что писатель добился желаемого результата: пороки обличены, а люди предоставлены размышлениям о них. За каждым персонажем можно наблюдать, но если его захочется покритиковать, то начинать следует с себя — такой смысл заложен в эпиграфе. Иными словами, даже незатейливая пословица таит в себе скрытый смысл, воплощающий принцип «смеха сквозь слёзы». Кроме того, писатель считал, что смех — это единственный положительный герой в комедии. Используя сатиру, автор указал на недостатки людей через образы Городничего, Земляники, Ляпкина-Тяпкина и других. Многие читатели узнали в них себя, из-за чего «Ревизор» вызвал столь неоднозначную реакцию. Казалось бы, сюжет произведения действительно смешной, а поведение героев порой абсурдно, но настолько реалистично, что заставляет каждого задуматься и о себе, и о жизни общества в целом. Комедия стала зеркалом для лицемеров, взяточников, сплетников, фальшивых и пустых людей. «…скверный город!» — говорил Городничий, в то же время призывая жителей говорить, что они довольны городом. Только ощутив никчемность и комичность своего положения, люди начинают думать об укладе жизни. Именно поэтому Гоголь использует сатиру, чтобы поначалу стало смешно, а, углубившись в содержание, стало настолько грустно, что станет ощутима потребность в переменах. Также сами герои изображены при помощи иронии, гротеска и иных видов комичного. К примеру, Бобчинский и Добчинский. Даже их портрет вызывает смех: "...Сморчки короткобрюхие!..". Однако за ним скрывается очередной изъян общества — жажда сплетен и лицемерие: "...Только рыскаете по городу да смущаете всех, трещотки проклятые! Сплетни сеете, сороки короткохвостые!..". Так, «кривые рожи», о которых говорил Гоголь в эпиграфе, зрители увидели не только на сцене, но и в зеркале. Все герои выглядят поистине смешно благодаря тому, что Гоголь был мастером комичного и воплотил грустное в смешном. Таким образом, город, обозначенный в произведении, существует не где-то, а в той или иной мере в любом месте России, а страсти и пороки чиновников есть в душе каждого из нас. Обновлено: Опубликовал(а): Задворьева Александра Ивановна Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|