Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Своеобразие темы и мотива поэта и поэзии в творчестве М. Ю. Лермонтова (ЕГЭ по литературе)

У Лермонтова есть как традиционные, так и необычные для его эпохи стихи, относящиеся к наиболее характерной для романтизма теме поэта и поэзии. Так, например, в «Смерти поэта» видно классическое понимание взаимоотношений поэта и толпы, то есть естественным считается их абсолютное противостояние. В строках этого стихотворения ясно улавливается горький упрек Пушкину, по мнению автора, нарушившему эту необходимую дистанцию и тем самым навлекшему на себя такую участь.

Подобное соотношение присутствует и в «Пророке» Лермонтова, который по своей сути является поэтическим диалогом и даже полемикой с Пушкиным.

Примечательно, что данное стихотворение Лермонтова берет начало на том моменте, на котором завершается пушкинский «Пророк». Его героическому пафосу Лермонтов с горечью противопоставляет трагический скептицизм. «Пророк» Пушкина — своего рода философский манифест жертвенному служению народу, где он выражает веру в возможность «глаголом жечь сердца людей». В ответ ему Лермонтов обрисовывает последствия: пророк пришел к людям — и вот, что из этого вышло. Лирический герой лишен былого величия, умудрен горьким опытом. Однако несмотря на то, что его пророческое служение не достигло своей цели, он не изменил правде и не стал подстраиваться по вкусы толпы. Поэт наделяет своего героя лишь простыми человеческими чертами, в то время, как пушкинский пророк обладает сверхъестественными свойствами. Лермонтовский герой в своем изгнании находит утешение в таинственном единении с мирозданием.

Если Пушкин в своём творчестве утверждал независимость вдохновения поэта от мнения общества (например, в таких стихотворениях, как «Поэту», «Поэт и толпа»), то у Лермонтова эта проблема решается в аспекте трагического непонимания обществом творческой личности. Образ «гонимого пророка» становится устойчивым в его творчестве.

По-иному тема поэта и поэзии раскрывается Лермонтовым в стихотворении «Поэт». Здесь она соотнесена с характерным для его творчества мотивом противопоставления героического прошлого и мелочного настоящего, который наиболее ярко выражен в «Бородине». По композиции стихотворение напоминает притчу, ведь Лермонтов использует прием параллелизма, разбивая его на две равные части. Главная его идея вполне традиционна: истинным поэтом является не тот, кто подстраивается под вкусы толпы, но тот, кто провозглашает людям «правды чистые ученья».

Наконец, в стихотворении «Не верь себе», напротив, подвергается сомнению право поэта презирать толпу и смотреть на нее сверху вниз, причем впервые в русской литературе. Лермонтов снижает образ поэта, сомневаясь в его высшем предназначении. Подобный мотив в дальнейшем появится у Некрасова. Стихотворение проникнуто романтической иронией: лирический герой иронизирует и над не соответствующим его высокому идеалу миром, и над свои несоответствием этому миру.

Так, для Лермонтова творчество — путь к истинной вере, спасению, освобождению от страданий. Истинный творец для него — непонятый обществом и отвергнутый им «пророк-изгой».

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.