Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Тема поэта и эпохи (ЕГЭ по литературе)

«Поэт в России — больше чем поэт», — эта строка поэта-шестидесятника Евгения Евтушенко вошла в пословицу. Русский поэт — это не только деятель искусства, но и участник исторических процессов, властитель дум целых поколений. Тема поэта и эпохи нашла широкое отражение в лирике отечественных поэтов XX века. Авторы пытались отразить исторические события, передать своё отношение к ним (вспомним, например, поэму А. Ахматовой «Реквием», стихотворения Е. Евтушенко «Бабий яр», «Танки идут по Праге»), найти свое место в современном мире, определить роль поэта в жизни общества.

Обратимся к поэме А. А. Ахматовой «Реквием». В этом произведении Ахматова пишет о часах, проведенных в очереди у тюрьмы, где был заключен сын писательницы — Лев Гумилёв.

Ахматова считает, что поэт должен быть со своим народом даже в самые трудные времена. В своей поэма Ахматова описала боль и горе сотен жен и матерей, простоявших в страшной очереди «триста часов» и приходящих под стены тюрьмы «как домой». В поэме «Реквием» выразила все то, о чем «кричит стомильонный народ». Ахматова уверена, что задача поэта — быть голосом народа, разделять его участь.

Стихотворение О. Э. Мандельштама «Мы живем, под собою не чуя страны…» Б. Л. Пастернак назвал актом самоубийства. Действительно, за эту эпиграмму на «кремлевского горца» поэт поплатился жизнью. Лирический герой стихотворения (в данном случае граница между автором и лирическим героем максимально стерта) с необыкновенной смелостью говорит о страшном времени, в которое ему выпало жить. Стихотворение Мандельштама иллюстрирует проблему конфликта поэта и эпохи. Художник пытается бороться против жестокости и несправедливости своего времени. Да, эта борьба трудна и губительна для борца-одиночки, но у истинного поэта другого пути нет. М. М. Зощенко скакал: «Испуганный писатель — это потеря квалификации». Писатель не должен бояться говорить правду. В этом убежден и лирический герой Мандельштама.

Тема поэта и эпохи звучит в стихотворении В. С. Высоцкого «Я никогда не верил в миражи…». В этом произведении поэт говорит не только о своем мироощущении, но и о судьбе целого поколения, жившего «поднять не смея глаз». Высоцкий упоминает важнейшие события, выпавшие на его время («занозы не оставил Будапешт», «Прага сердце мне не разорвала»). В стихотворении мы видим отсылку к сталинским репрессиям («и нас хотя расстрелы не косили»), а также аллюзию на стихотворение Блока «Рожденные в года глухие…» («мы тоже дети страшных лет России»). Высоцкий сравнивает судьбу своих современников с судьбами других поколений и приходит к выводу, что едва ли кому-то из них было легче. Да, расстрелы уже «не косили» неугодных, но поднять глаза все еще было опасно, и осознание этой опасности запирало души «на засов». Стихотворение «Я никогда не верил в миражи…», подобно многим произведениям В. Высоцкого, многое говорит читателю об эпохе, в которую жил автор.

Итак, во всех рассмотренных мной стихотворениях звучит тема поэта и эпохи. И Высоцкий, и Мандельштам, и Ахматова в своих произведениях говорят правду о времени, в которое они жили. Мы без сомнения можем сказать, что в рассмотренных стихотворениях звучат голоса целых поколений, ведь творчество поэта является зеркалом эпохи.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском