Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Мирабо: «Гораздо важнее прививать людям нравы и обычаи, чем давать им законы и суды» (ЕГЭ обществознание)

В данном высказывании Оноре Мирабо, политический деятель Франции 18 века, затрагивает идею значимости моральных и правовых норм для людей в сфере общественных отношений. По мнению автора, именно нормы морали, "нравы и обычаи", "прививаемые" в процессе воспитания и социализации, в первую очередь определяют поведение человека, становятся жизненным ориентиром. Поэтому они оказываются более значимыми, чем правовые нормы, под которыми подразумеваются "законы и суды". Я разделяю точку зрения О. Мирабо и полагаю, что человек, усвоивший моральные нормы, способен лучше поддерживать общественный порядок, достигнет единства и согласованности при взаимодействии с другими людьми.

В подтверждение мнения автора высказывания обратимся к теоретическим положениям. Мораль и право имеют много общего. Они представляют собой социальные нормы, регулирующие общественные отношения.

Но между нравами и законами существуют и различия. Мораль — это форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей. Нормы права — совокупность общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных или санкционированных государством и обеспечиваемых его принудительной силой. Мораль состоит из таких категорий, как нормы поведения: "не лги", "не укради"; моральные качества: доброжелательность, справедливость; высшие моральные ценности: свобода, счастье. Она выполняет в обществе регулятивную, ценностно-ориентационную, координационную функции. Её нормы усваиваются в процессе воспитания и социализации — интеграции индивида в социальную систему. Мораль направлена на самоконтроль, но поддерживается авторитетом общественного мнения. В то же время правовое регулирование представляет собой внешней контроль и обеспечивается силой государства, определенными правоохранительными органами и службами. Нравы и обычаи начали формироваться гораздо раньше законов. Мораль возникла в первобытном обществе и выражалась в таких нормах, как табу, обычай, традиция и собственно моральные нормы. Возникновение же права связывают с образованием государства. Так как нравы и обычаи имеют более долгую историю, зачастую именно они становятся основой для возникновения правовых норм. Поэтому очень важно, чтобы эта база была надежной и гуманной, тогда людям легче будет осознать и писаные законы.

Эту мысль я бы хотел подтвердить примером из литературы. В романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание", главный герой, Родион Раскольников, совершает преступление: убивает старуху-процентщицу и её сестру. На такой поступок его подталкивали нищета, чувство несправедливости устройства мира. Более того, молодой студент создает теорию о 2 категориях людей, хочет узнать, принадлежит ли он к высшему разряду, способен ли вершить судьбы других. Но в финале Раскольников идет в контору и признается полиции в содеянном. Однако герой сделал это не потому, что хотел облегчить наказание, уменьшить срок. Не мозгом, а чем-то бессознательным, внутренним он чувствовал дискомфорт своего положения. Автор благодаря снам персонажа и другим деталям даёт понять, что в нем заложены важные морально-психологические качества, что он милосердный в душе, и его совесть не может примириться с убийством. Кроме того, на раскаяние Раскольникова подталкивает Соня Мармеладова, говоря о нравственных и религиозных последствиях его поступка, а не о юридических.

В качестве другого примера может служить исторический опыт. В СССР с юных лет людям прививали социалистические ценности через организации, такие как пионерская, комсомольская, культуру, образование. В молодом поколении хотели воспитать любовь к труду, патриотизм, сознание общественного долга, коллективизм, взаимное уважение. Особенно яркий пример — свод принципов коммунистической морали "Моральный кодекс строителя коммунизма". Благодаря такому активному идеологическому воспитанию смогло сформироваться не одно поколение людей, глубоко воспринявших эти принципы. Кроме того, советские граждане не меньше уважали и соблюдали законы государства.

На основании всего вышеизложенного можно утверждать, что О. Мирабо действительно был прав в своем высказывании. Именно мораль и нравственность вместе с другими неписаными социальными нормами являются основополагающими регуляторами общественных отношений.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.