Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Образы крестьян в поэме «Кому на Руси жить хорошо» пример (Некрасов Н. А.)

Савелий Корчагин — один из немаловажных образов поэмы Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо". Читатели знакомятся с судьбой этого персонажа из уст Матрёны Тимофеевны. Рассказывает же он о себе, уже будучи столетним стариком. Савелий - выходец из деревни Корёга. Это место — глухой лесной край, куда дорогу даже "чёрт три года искал". Жители данной деревни долгое время не имели никаких распорядителей, были свободными людьми, все вместе согласовывали свои действия. При этом они любили свою землю, хорошо знали природу родного края.

Лишь изредка крестьяне приходили в город, чтобы держать ответ перед помещиком Шалашниковым и получать от него наказание за невыполненную работу в виде порки. В этом эпизоде проявляется свободолюбие народа, готового вытерпеть наказание, но не прогнуться под кем-либо. Но однажды владелец деревни погибает, и в качестве приказчика приезжает немец Фогель. Поначалу он казался безобидным и не требовал от крестьян большой работы. Но с помощью хитрости приказчик велел крестьянам вырубить лес и проложить дорогу, связанную с городом, и начал по-настоящему властвовать над деревней и вытягивать из неё все соки. На протяжении восемнадцати лет Фогель разорял крепостных и заставлял их работать без меры. Именно в возможности вытерпеть физические испытания, выдержать проверку на прочность собственного тела заключается, по мнению Савелия, богатырская сущность русского крестьянина. Но духовно жители деревни "недотерпели": личная обида стала причиной жестокого обращения с немцем, которого живым закопали в яму. Этот фрагмент демонстрирует необузданность русского бунта, возникающего стихийно и не допускающего пощады. После этого героя и его земляков отправили на каторгу, где он пробыл 20 лет, а затем еще 20 на поселениях. Но даже эти испытания не сломили его дух, не погасили жажду к свободе: Савелий даже пытался бежать из заключения. Именно поэтому крестьянин всю жизнь гордился тем, что он "клейменный, да не раб". Однако под конец жизни ему не удалось обрести счастье: пока у деда имелись деньги, члены семьи его любили, но как только закончились — про него забыли. Лишь времяпровождение с сыном Матрёны, Дёмушкой, доставляло старику радость. Но произошла беда: ребёнок погиб по вине Савелия. Это трагическое событие сломило дух прошедшего через плети и каторгу крестьянина. Он испытывал муки совести, чувствовал вину не только перед Матрёной, но и перед всем христианским миром за ту пролитую кровь. Остаток жизни старик проведёт в монастыре, чтобы полностью отдаться скорби и сожалению, молиться об отпущении грехов, обрести смирение. Именно поэтому автор называет героя "святорусским", показывая глубокую, искреннею религиозность, присущую всему народу. Таким образом, Савелий олицетворяет собой скрытую силу русского мужика и его огромный, ещё не раскрывшийся потенциал.

Гриша Добросклонов — персонаж поэмы Н. А. Некрасова, появляющийся в последней части, "Пир на весь мир", но имеющий не последнюю роль в идейном плане. Сын дьячка, этот герой был не по наслышке знаком с бедностью. Его отец, Трифон, жил "беднее захудалого, последнего крестьянина". Будучи младенцем и учась в семинарии, он часто недоедал. У него "лицо худое, бледное, и волос тонкий, вьющийся, с оттенком красноты". Эта характеристика говорит о том, что юноша мог бы выглядеть настоящим красавцем, если бы не трудные жизненные условия. Такая внешность Гриши символизирует всю Россию, имеющие предпосылки для счастливого существования, но пока еще живущую совсем по-другому. Герой с детства привык трудиться, помогая жителям деревни и зарабатывая на пропитание для себя и семьи. Такая позиция лишь закаляла его. С юных лет Гриша чётко установил свои намерения: жить небходимо лишь на благо собственного народа, не смотря на его нищенское и убогое положение. В принятии этого решения героя поддерживает память о матери, трудолюбивой Домнушке, прожившей короткий век. Эта женщина — образ покорной, искренне любящей своего ребёнка русской крестьянки. Последний дар матери, песню "Солёная", Гриша будет помнить до конца своих дней. Именно тоска по родительнице побудила героя встать на защиту униженных и обделённых людей. При этом важную роль играют другие песни Гриши. В первой из них он выражает своё отношение ко всем бедам русского народа: позор, рабство, нищенство. В его словах слышится боль за родную страну. Но в то же время в песне звучит надежда на грядущее счастье: "Сбирается с силами русский народ/ И учится быть гражданином". Следующая продолжает мотив первой. В основе сюжета песни - бурлак, честный труженик, пропивающей в кабаке нажитые гроши. Затем Гриша переходит ко всей России. Так появляется песня "Русь", настоящий полный любви гимн, посвященный Родине и подтверждающий веру героя в возможность добиться счастливое будущее: "Рать подымается -/ Неисчислимая!/ Сила в ней скажется/ Нескокрушимая!". К тому же Гриша полагает, что существуют два пути. Один из них - "Одна просторная -/ Дорога торная,/ Страстей раба,/ По ней громадная,/ К соблазну жадная/ Идет толпа". Именно по этому пути в начале произведения идут странники, видящие счастье в материальных благах. Герой же выбирает другую "тесную дорогу, честную", по которой идут "лишь души сильные, любвеобильные". Этот путь, направленный на защиту униженных и угнетенных, не легок и не приносит личного счастья. Но лишь так, по мнению автора, можно обрести духовное благополучие, будучи в единении со своим народом. Таким образом, Гриша Добросклонов выступает одним из борцов за счастье России, которые способны привести страну к процветанию. Эти люди ставят интересы остальных выше собственных, а потому они будут до конца стремиться к выполнению поставленной цели.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.