Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Что делает одного человека смелым, а другого — трусом? По произведению В. Быкова «Сотников» (Итоговое сочинение (декабрьское))

Принято считать, что смелый человек ничего не боится. Но так ли это на самом деле? На мой взгляд, смелость — это не отсутствие страха, а способность перебороть его, смотреть в лицо опасности, трезво оценивать свои силы и возможности. Храбрый человек идет до конца в своих начинаниях, он решителен, непоколебим, верен своим принципам, обладает огромной силой духа. Но есть и противоположное понятие смелости — трусость. Это отрицательное качество личности, проявление душевной слабости, боязнь сложностей, неумение или нежелание бороться со страхом.

Несмелый, боязливый человек не уверен в себе, эгоистичен, не способен преодолеть испуг, он малодушен в поступках. Так, трусость в любом своем проявлении никогда не доставляет благо, а зачастую бывает чревата серьезными последствиями.

Обратимся к художественной литературе. В своей повести «Сотников» Василь Быков размышляет над тем, что делает одного человека смелым, а другого — трусом, что движет им в критические моменты. Он знакомит нас с историей двух партизан, отправившихся на задание.

Рыбак, один из них, предстает перед нами как сложный, противоречивый герой. При первом знакомстве он кажется читателю более приспособленным, сообразительным и решительным, нежели больной и ослабевший Сотников. Рыбак опытный, внимательный, осторожный. Он умеет верно оценить обстановку, принять быстрое, но правильное решение в опасной ситуации, что не раз помогало ему выжить. По мере развития сюжета Рыбак ведет с собой непрерывную нравственную борьбу. Он постепенно начинает злиться на товарища, в нем нарастает досада на него как на причину всех их неприятностей. При встрече с полицаями, Рыбак пытается во что бы то ни стало скрыться от преследователей, однако напарник едва ли поспевает за ним, мешая осуществить задуманное. Полагая, что у Сотникова нет шансов на спасение, он убегает, оставляя его, но вскоре передумывает и возвращается. Но было ли это проявлением отзывчивости и благородства? Скорее, им движет лишь страх и мысль о том, что за этим поступком последует осуждение, придется держать ответ перед товарищами. Так, сущность героя раскрывается постепенно. Всё чаще в его поступках прослеживаются попытки обезопасить себя любой ценой. Рядом с ним — герои, жертвующие собой ради спасения многих, а Рыбака не оставляют мысли о спасении самого себя. Попав в плен, герой продолжает хитрить, старается запутать следствие. Усыпив свою совесть, он ловит себя на мысли, что смерть Сотникова «развяжет ему руки», даст шанс на спасение.

А слабый физически, но крепкий духовно Сотников не разделяет позиции напарника. Он с детства приучен к честности, ответу за свои поступки. Несмотря на простуду, Сотников не отказывается от задания, как это сделали другие, совесть не позволяет ему бездействовать. Он не поддается страху перед смертью, готов встретить её достойно, в бою; не желает идти на хитрость, прибегать к вранью, чтобы выиграть время. Герой не думает о себе, его волнует судьба окружающих. Ему жалко старосту, детей Демчихи. Он чувствует вину перед женщиной, которая пыталась скрыть его и Рыбака от полицаев, перед её детьми, оставшихся теперь без матери. Сотников не оставляет попыток спасти невинных людей, признавшись в убийстве полицая; он взял вину на себя, надеясь сохранить жизнь товарищу. Но ему это не удается... И Рыбак решается на предательство.

Боли и драматизма полна сцена казни. Уже бывший товарищ Сотникова вместе с полицаями ведёт пленных к виселице. Сотников достойно встречает смерть, стоя под петлей, он испытывает не чувство страха, а вину перед теми, кого он невольно отправил на погибель. А Рыбак выбивает подставку из-под его ног, окончательно погубив свою душу.

Таким образом, Сотников и Рыбак были казнены, но каждый по-своему. Сотников до последнего был верен своим принципам, сумел преодолеть свой страх, а Рыбак, хоть и спас свою жизнь, погубил в себе все хорошее. Он понял, что погиб всерьёз и самым неожиданным образом. «Теперь он всем и повсюду враг. И видно, самому себе тоже». Так, трусость и малодушие толкнули героя на череду тайных и явных предательств, преступлений против Родины, товарища, самого себя.

Василь Быков в своей повети подчеркивает, что физические способности человека ограничены в своих возможностях, но кто определит возможности его духа? Поэтому оставаться человеком в нечеловеческих условиях, проявляя смелость и отвагу, — вот главное нравственное правило, которому обязан следовать человек, как бы тяжело это ни было

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.