Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




«Прогресс указывает только направление движения, и ему безразлично, что ожидает в конце этого пути — благо или зло» автор Й. Хейзинга (ЕГЭ обществознание)

Й. Хейзинга мыслил: «Прогресс указывает только направление движения, и ему безразлично, что ожидает в конце этого пути — благо или зло». В утверждении автор затрагивает проблему развития общества. На самом деле, порой человечество не способно предвидеть результаты происходящих изменений, а лишь полагается на собственные надежды, которые не всегда подтверждаются.

Так что же такое прогресс? Это направление развития по восходящей, которое характеризуется переходом от низшего к более высокому, от простого к усложненному и повышением стабильности, жизнеспособности людей.

Он включает в себя относительность, то есть те области, которые неподвластны изменениям, а также противоречивость, то есть совершенствование тех сфер, которое приводит к ухудшению в других. Отсюда вытекает понятие регресса — направления развития по нисходящей, которое характеризуется движением от высшего к низшему, от сложного к упрощенному и падением устойчивости и качества жизни человечества.

Часто для общественного развития используются два средства – революции и реформы. Первое — это коренные изменения во всех сферах или во многих из них посредством затрагивания основ существующего социального строя. Революция подразделяется на кратковременную и долговременную и является более мощным инструментом. Второе — это усовершенствование в какой-либо сфере с помощью постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальных структур общества. Реформы бывают и прогрессивные, и регрессивные. Так, на примере последнего, приведу их последствия в динамике развития общества.

Для подтверждения своей мысли обратимся к источнику СМИ. Посмотрев передачу о деятелях, внесших большой вклад в становление нашей страны, было упомянуто имя Александра II. Например, одной из прогрессивных реформ императора стала образовательная инициатива, которая позволила получать знания женщинам в специальных гимназиях, начальное образование крестьянским детям в школах и другое. Так, данные изменения привели к просвещению людей, овладеванию их новыми навыками и знаниями, что обеспечило духовный прогресс в обществе, то есть благо.

Другим примером может стать аргумент из истории. Во времена правления Александра III император, как и отец, провел ряд реформистских изменений в системе образования, но уже регрессивных. К примеру, он запретил принимать в гимназии детей низших социальных сословий, а выпускники реальных училищ теряли право поступать в университеты. Таким образом, эти преобразования повлекли за собой сокращение роста образованности людей, снова начал снижаться уровень грамотности населения, то есть начался регресс в духовный сфере, то самое зло.

Из всего вышесказанного хочется сделать вывод, что, действительно, общественный прогресс не дает четкого понимания всех происходящих изменений, которые принесут либо пользу, либо вред людям.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.