Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




17.1. «Светлана» В. А. Жуковского как романтическая баллада (ЕГЭ по литературе)

Баллада В. А. Жуковского «Светлана» является вольным переводом «Леноры» Г. А. Бюргера, но под пером русского писателя она стала подлинным русским произведением. Ее относят к лиро-эпическому жанру, направлению романтизм, удовлетворяя всем необходимым признакам этого направления. Жуковский использует стиль фольклорного сказочного повествования, воспроизводит черты русского быта, народных обычаев, обрядов. Основными мотивами произведения стали борьба добра и зла и тоска о потере возлюбленного.

В романтических произведениях главный герой одинок и печален, чаще всего он находится в поисках своей любви, которая сделает его жизнь счастливой.

Красавица Светлана не находит себе места на празднике. Её сердце охватывает тревога и глубокое чувство одиночества без своего возлюбленного: «Милый друг далеко;/ Мне судьбина умереть/ В грусти одинокой». Её любовь движет сюжетом, ведь именно она провоцирует православную девушку на гадание. Она же дает силы невесте ждать и надеяться на возвращение жениха. Романтизму присуще изображение чувств и переживаний главного героя. В начале баллады автор создает образ Светланы как опечаленной девушки, мучающейся в неведении о том, что с её возлюбленным. Душевные терзания главной героини вынуждают её обратиться к потусторонним силам, и это послужило причиной появления мистического мира, противопоставленного реальному.

Действия «Светланы» разворачиваются во сне девушки, где нет ничего рационального. Всё, что происходит в этом мире, нереально и является лишь проекцией переживаний Светланы. Автор нагнетает атмосферу, кульминацией становится встреча Светланы с мертвым женихом. Страшный мир мертвых пропадает, как только Светлана пробуждается ото сна. В реальной жизни Светланы есть свет и надежда.

Романтические произведения переполнены изобилием тропов, аллегорических образов и символов. В балладе «Светлана» отдельное место занимают художественные детали, представленные выразительными эпитетами и метафорами: «Все в глубоком мертвом сне,/ Страшное молчание». Образ природы передаёт мрачную атмосферу, царящую во сне Светланы: «Вдруг метелица кругом;/ Снег валит клоками;/ Чёрный вран, свистя крылом,/ Вьётся над санями;/ Ворон каркает: печаль!». Автор, используя литературные тропы, пейзаж и интерьер. С помощью художественных приемов автор окрашивает произведение, придавая романтическое настроение балладе. Таким образом, Жуковский помещает главную героиню своей баллады, романтического героя, между двумя мирами, где она встречается с испытанием веры, что свойственно романтизму.

«Светлана» — это романтическая баллада, где в центре художественной системы располагается Светлана, ее главный конфликт – проблема настоящего и мистического мира. Нереальность происходящих в произведении событий, развернувшихся на фоне рождественских гаданий, потусторонний мир, и вынесенные на первый план переживания девушки позволило Жуковскому написать лиро-эпическое произведение в лучших традициях русского романтизма.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.