Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




17.2. Как соотносятся реальное и фантастическое в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина? (ЕГЭ по литературе)

Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина — это мастерски стилизованная под фантастические мотивы сатира на окружающую действительность. Будучи противником помещичьего строя и творя в эпоху цензуры, писатель не мог открыто высказывать своё недовольство, поэтому он научился облекать социальные пороки и политические преступления в совершенно невинные при поверхностном чтении сказки. И. А. Гончаров писал о его произведениях: «Он умеет окрашивать фантазию действительной жизнью» и «оживлять действительность фантазией».

И правда, его фантастические миры, не нарушая границ правдоподобия, а гармонично существуя в них, обличают порочное общество, в котором живет и творит писатель.

В сказке «Дикий помещик» проблема глупости и несостоятельности помещичьего сословия раскрывается на сказочном фоне «некоторого царства», где главный герой дичает и превращается в животное, потому что без своих крестьян ни на что не способен. Писатель задаёт фантазийное начало своему произведению: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик». Этому сказочному зачину соответствует и концовка: «Он жив и доныне». В этой структуре, соответствующей сказке, писатель раскрывает существующую социальную проблему с помощью гротеска, чтобы придать ей фантастический характер: помещик избавляется от мужиков, которые «сердцу его непереносны», но он слишком глуп, а потому, без своих крестьян обращается в дикого зверя: «Весь он, с головы до ног, оброс волосами <…> ходил всё же больше на четвереньках». Но Салтыков-Щедрин использует фантастику не для поэтизации, а как способ утрирования действительности. Ирреальный образ создан, чтобы пародировать существующие человеческие пороки, высмеять их. Потому действительность и фантастика — это гармоничный синтез, позволяющий Салтыкову-Щедрину завуалировать горькую сатиру на российское общество.

Не менее гротескной является сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Несамостоятельные генералы «по щучьему велению» попадают на необитаемый остров, где на их счастье находится мужик крестьянин, который готовит им еду и «из собственных волос делает силок». Главная идея сказки — показать беспомощность, убогость и недальновидность генералов, которые резко контрастируют со смекалкой и силой простого крестьянина. В произведении Салтыкова-Щедрина показано, что благодаря мужику толстые генералы ни в чем не нуждаются, только едят и спят. Сытыми и довольными они возвращаются домой, а трудолюбивый крестьянин остается ни с чем. Несмотря на то, что действия сказки разворачиваются в фантастическом месте — на необитаемом острове, куда генералы попали неведомым путем — ситуация паразитирования богатых людей на простом народе реальна. Салтыков-Щедрин проецирует проблему бесполезности помещичьего и чиновничьего сословий без крестьян на сказочный лад, чтобы избежать цензурных препятствий. Его сказки имеют особое социальное значение. Сам писатель адресует их «детям изрядного возраста». Сочетая реальность и действительность, он создаёт острую и безжалостную сатиру на жизненный уклад господствующих сословий.

Сатирические сказки Салтыкова-Щедрина полны порицания современной ему системы общества. Он скрывает «острые углы» социальных проблем под вуалью сказочных мотивов, не оставаясь равнодушным к угнетению простого народа.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.