Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Смысл названия пьесы «Гроза» пример (Островский А. Н.)


Пьеса «Гроза» — одно из главных творений А. Н. Островского. Написано оно было в 1859 году, накануне крестьянской реформы. Это был период подъема всего российского общества, коренных изменений в жизни и сознании людей. Угроза перемен ощущалась и в патриархальных, извечно непоколебимых моральных устоях. Именно Островский смог точнее любых других писателей уловить сущность этих только зарождающихся перемен: в тревожной душной атмосфере крепостничества собиралась гроза.

Название художественного произведения всегда настраивает читателя на восприятие, предвосхищает его содержание.


Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Так и название пьесы Островского — главный образ произведения, помогающий выразить его основную мысль. Образ грозы многогранен и символичен. Конечно, в прямом понимании, гроза — это явление природы, которое играет большую роль в развитии событий, появляясь в пьесе в 1-м и 4-м действии. Но персонажи произведения воспринимают грозу как некий символ, который для каждого наполняется разным содержанием.

В 1-й раз слово "гроза" произносится в момент отъезда Тихона. «...Недели две никакой грозы надо мной не будет» — говорит он. Гроза для него — это постоянный гнет его матери Кабанихи, её непоколебимый авторитет. Он хочет убежать от духоты родительского дома на свободу:" Вы меня уж заездили здесь совсем! Я не чаю, как вырваться-то".

Для Катерины же страшна гроза внутренняя. В 1-м действии раскаты грома предвещают ей душевный переворот, вихрь греховной страсти, с которым она не сможет бороться: “Ах, Варя, грех у меня на уме! ...Не уйти мне от этого греха.” Она страшится грозы, но страшится не смерти, а справедливой божественной кары за свои грехи: “Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами”. Нравственная гроза в Катерининой душе достигает апогея в 4-м действии, когда терзаемая совестью, она, на глазах у всех, раскаивается в неверности мужу. Раскаты грома кажутся ей предвещанием божественного возмездия за её земные грехи, и от переживаний она “падает без чувств на руки мужа”. Здесь гроза исполняет весомую роль в развитии сюжета. Она становится толчком к развязке конфликта не только внутреннего, но и внешнего: конфликта между представителями темного царства и новым поколением.

Для горожан гроза — деяние неподвластных им высших сил. Это угроза божественная, которую необходимо принимать, не рассуждая. «Гроза нам в наказание посылается», — утверждает Дикой. И лишь для Кулигина, самоучки-механика гроза — это электричество, которое человек может себе подчинить. Для него это величественное, мощное выражение природных сил, символ гармонии мира. Он один не её страшится и не прячется от грозы: «Ну чего вы боитесь, скажите на милость? Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой!..”.

В произведениях российских писателей гроза с давних пор была олицетворением борьбы за независимость, свободу. И у Островского заглавный образ приобретает характер символа - символа надвигающихся перемен и социального потрясения. Особенно изменения в обстановке чувствует Кабаниха, глава “Тёмного царства”. Она предвидит скорый конец господству патриархальных устоев, которые она так сильно защищала. Катерина — это первый лучик, осветивший темное царство. Этот вызов, хоть пока и слабый, непроизвольный, не способный свергнуть власть самодуров, есть предвещание надвигающейся социальной грозы.

Таким образом смысл названия пьесы Островского многогранен. Гроза является не только двигателем сюжета драмы, но и её главным образом-символом. Каждый герой воспринимает приближение грозы по-разному: как неотвратимое божественное возмездие, кару за земные грехи, или же как величественное природное явление. В душе Катерины бушует внутренняя гроза: борьба между супружеским долгом и греховной любовью. Но главное, что гроза представляет собой надвигающийся социальный бунт, протест против отживших устоев и их скорое крушение под напором меняющейся жизни.



Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id95944




Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2021 «Критическая Литература»

Обновлено: 14:04:41
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение