Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Анализ произведения «Ревизор» пример (Гоголь Н. В.)

С творчеством Николая Васильевича Гоголя все сталкиваются в разное время. В школьной программе его произведения занимают особое место. Мое личное знакомство с Гоголем началось с «Вечеров на хуторе близь Диканьки». Первые впечатления у меня были негативными, так как для детского мозга язык, наполненный непонятными словами, казался чужим и непонятным. С годами я лучше распробовала гоголевский слог. Особое несгладимое впечатление на меня произвела пьеса «Ревизор». О ней я сейчас и хотела бы поговорить.

Сюжет комедии прост: из столицы приезжает человек, чья жизнь, на самом деле, ничем особо не заполнена.

Высоких чинов он не достиг, все деньги проиграл в карты, а потому не платит за номер в гостинице, не может позволить себе даже скудненький обед. Читателю сразу показывается истинная сущность главного героя: за душой у него ни гроша, он безотствественен, скуп, не имеет никакого представления о добре и зле, и на всех окружающих ему, по сути, наплевать. Однако чиновники захолустного городишки этого не знают, отчего создается ряд комичных и забавнейших ситуаций. Хлестакова принимают за ревизора, которого с таким ужасом ожидали в городе. А ведь боялись приезда проверки не зря: в городе полно нарушений. Каждый герой здесь представляет свой порок, Гоголь буквально собрал все худшее, что есть в русских людях, и равномерно распределил это по персонажам. Читателю представляется карикатурный провинциальный городок, в котором царит полнейший беспредел. Ляпкин-Тяпкин — местный судья, который не способен разобраться в документах, оттого в них вовсе не смотрит. Земляника — смотритель богоугодных заведений, не особо беспокоится за состояние больных, да и в общем к людям он относится с полнейшим равнодушием. Неудивительно, что у него пациенты «выздоравливают, как мухи». Смотритель училищ боится, что в высказанных им мыслях найдется недопустимая вольность. Почтмейстер, не стесняясь, читает чужие письма, отчего те даже не доходят до адресатов. Как можно заметить, в городе, где у власти находятся такие люди, дела идут не очень хорошо.

Основной темой пьесы можно считать пороки общества. Гоголь хотел показать во всей красе, каким может быть необузданное лицемерие, жадность, к чему приводит нравственное падение личности. Комедия написана очень хлестким языком, она правдива и комична. Каждый герой здесь обладает своей уникальной манерой речи. По репликам чиновников читатель может понять, насколько безнравственен каждый из них. Моральное падение общества приводит к полнейшему хаосу, творящемуся во всех областях жизни города.

В произведении нет ни одного положительного героя. Ни одному из персонажей не хочется сопереживать, поэтому можно сказать, что они имеют много общего между собой. Каждый в той или иной степени преследует свою цель, то есть действия каждого направлены исключительно на себя и свое благосостояние. Абсолютно все герои не способны признавать свои недостатки, они и не хотят их знать, зато вот послушать про чужие – это пожалуйста, это с удовольствием. Но главное, что объединяет всех героев и в то же время является двигателем сюжета — это страх. Страх раскрывает всю подноготную чиновников, Хлестакова, а вместе с тем раскрывает и пороки всего общества России. Всего бы действия комедии не случилось бы без страха вышестоящих лишиться своих чинов.

В пьесе очень наглядно показывается психология людей и то, как они себя зачастую ведут в обществе. Ведь каждый наверняка встречал в своей жизни «Хлестакова», который плетет о себе всякие небылицы, хвалясь делами, которых не совершал. Такой «Хлестаков», который прожигает свою жизнь, но винит только окружающих в своих несчастьях. Но дело в том, что такой человек имеет власть и влияние только пока ему слепо верят, пока его боятся. Ведь изначально Хлестакова приняли за ревизора только потому, что он останавливался в разных местах и не платил по счетам. Не может же простак себя так вести! Как я уже сказала выше, страх двигает всеми героями пьесы и позволяет Гоголю донести свою главную идею до читателей – чиновничество в России не может так дальше существовать. Относительный порядок царит только в больших городах, а в остальных процветает бездуховность, алчность, лень, праздность и взятничество. Но изменить такой уклад нельзя без желания каждого человека в отдельности, начать нужно с себя.

Композиция у пьесы не совсем обычная. Дело в то, что начинается произведение не с экспозиции, а непосредственно с завязки — «к нам едет ревизор». Сразу же запускается центральный конфликт пьесы между ненастоящим ревизором и обезумевшими от страха быть наказанными за свои грехи чиновниками. Далее же идет экспозиция, читателю представляется жизнь города Н через реплики чиновников, которые обсуждают, что же стоит немедленно исправить, а точнее скрыть от надвигающейся проверки. Кульминация произведения наступает в сцене хвастовства Хлестакова, все максимальное напряжение концентрируется здесь. Далее наступает развязка, когда почтмейстер приносит письмо Хлестакова, которое тот отправил своему другу. Правда вскрывается. Наконец, настает финал со знаменитой немой сценой. Она становится неким застывшим во времени мгновением, в котором все всё осознают. Каждый из чиновников по-свойски реагируют на появление жандарма. Городничий понимает, что теперь ему точно не отвертеться. Остальных охватывает ужас. Мне немая сцена напоминает картину «Опять двойка» или «Последний день Помпеи». Каждая поза рассказывает свою отдельную историю и характеризует героя. Хочется также отметить, что сюжет в пьесе закольцован: всё начинается с приезда ревизора, этим же и заканчивается.

Вся суть пьесы раскрывается в самом конце. Бесспорно, на первом месте стоят проблемы порока в обществе. Гоголь во всех красках расписал главные изъяны людей, которые вряд ли можно до конца искоренить. Ложь, жадность, лицемерие, трусость, невежество, легкомыслие и многое другое. В заключительной сцене чиновники вслух читают письмо Хлестакова, потешаясь друг над другом, над недостатками друг друга, заливаясь смехом. Городничий в сердцах произносит фразу, которая обращена не только к чиновникам, но и к зрителям. «Чему смеётесь? — Над собою смеётесь!.. Эх вы!..». Вся несправедливость, вся ложь и лицемерие исходит от глупых и бесчестных людей, но каждый из нас всегда волен возразить такому городничему. Это и есть вторая главная проблема, которая поднимается в пьесе. Безынициативные российские люди, привыкшие, что за них все решают, даже не оспаривают деспотичное правление. Никто не пойдет жаловаться, никто не пойдет добиваться справедливости. А в данном случае бездействие приравнивается к содействию. Гоголь высмеивает всю прогнившую верхушку правительства, обличая их недостатки, но и нам, зрителям, нечего смеяться, если сами нечестно живем, если сами способствуем беззаконию, способствуем тирании властей.

В комедии «Ревизор» Гоголь показывает то, как делать не надо, как не надо жить и до чего ни в коем случае нельзя себя доводить. Каждому стоит задуматься после прочтения над собственной жизнью. А к чему может привести лично моя безответственность в определённом деле? Ведь чиновники, представленные на страницах книги, вредят не только себе своей ленью, безалаберностью. Взятничество напрямую отражается на очень большой группе людей. Больницы и школы остаются без надобного оборудования, преступники не судятся по всей строгости закона, а имеют возможность уйти безнаказанно, честные же люди сажаются в тюрьмы без особой на то причины. Звучит знакомо, правда? Было бы смешно, если б не было так страшно. Отсюда вытекает ответ на вопрос: почему «Ревизор» остается культовым произведением и по сей день? Да потому, что его актуальность с годами, к сожалению, не ослабевает, а только растёт.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.