Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Анализ сцены пьяного вранья Хлестакова из комедии «Ревизор» (Гоголь Н. В.)

Замечательная особенность произведений Гоголя — в заключенной в них тонкой общественной сатире: каждый характерный герой представляет собой определенный тип людей. В комедии "Ревизор", лишенной положительных героев и поэтому новаторской, в образах персонажей так умело соединены подмеченные Гоголем порочные черты современного ему общества, что некоторые их имена, сами по себе очень говорящие (Ляпкин-Тяпкин, Земляника, Гибнер и др.), даже превратились в нарицательные. Так, например, герой Хлестакова, человека в высшей степени тщеславного и глупого, дал имя явлению "Хлестаковщины".

Наглядно и красочно изображена Хлестаковщина в сцене пьяного вранья Хлестакова на ужине у городничего (6 явл., 3 действ.). Эта сцена является кульминационной для комедии, так так именно в этом эпизоде "миражная интрига", на которой выстроен сюжет, достигает своего апогея: мелкий чиновник, "елистратишка", Хлестаков, не только не имеющий целью обмануть провинциальных управленцев, но и не осознающий такой возможности, до ужаса запугивает их своими бреднями и укрепляет их убежденность в том, что он ревизор.

Действие разворачивается в доме городничего, который, решив напоить мнимого ревизора и выспросить у него всю правду о нем и о его делах в городе N, приглашает Хлестакова на ужин.

Тот, не осознавая (да и не задумываясь), чем заслужил такие почести, не подобающие его чину, упивается оказываемыми ему почтением: играет в светский прием ("Хлестаков (раскланиваясь): Как я счастлив, сударыня, что имею в своем роде удовольствие вас видеть"), рисуется перед дамами и изображает из себя франта ("Привыкши жить comprenez vous, в свете, и вдруг очутиться в дороге: грязные трактиры, мрак невежества..."). Интуитивно ощущая, какое впечатление он производит на глав города, но не утруждаясь поиском причины такого странного их поведения по отношению к коллежскому регистратору, Хлестаков неожиданно для самого себя разговаривается, распаляемый алкоголем и тщеславием.

Окажись Хлестаков в другом, более культурном, обществе, его вранье было бы раскрыто сразу же: Хлестаков несколько раз чуть не выдал себя оговоркой ("Как взбежишь по лестнице к себе на четвертый этаж — скажешь только кухарке: «На, Маврушка, шинель...». Что ж я вру — я и позабыл, что живу в бельэтаже") и продемонстрировал под видом светской образованности свою безграмотность (врет, что является автором произведений, которые на самом деле относятся к разным эпохам) и абсолютное незнание правил светского общества (пошлое и фамильярное обращение "братец", используемое им якобы в разговоре с «высокочинными» начальниками и даже с Пушкиным).

Действие в этой сцене развивается со все нарастающей энергией: бредни Ивана Александровича постепенно теряют всякую правдоподобность и достигают апогея в конце явления, а гости приходят все в больший испуг от его речей. Переживания почтенных глав города, до ужаса боящихся открытия своих грешков, выразительно описаны Гоголем в ремарках: в начале, по приглашению Хлестакова, чиновники садятся, а при упоминании о графах и князьях, завсегдатаев дома Хлестакова, "с робостью встают со своих стульев".

Почему же Городничий, опытный и "неглупый по-своему" человек, и его приближенные верят абсурдным бредням пьяного молодого пройдохи? Провинциалы, поднявшиеся из низов, именно так, как и Хлестаков, представляют себе жизнь уважаемого человека в Петербурге: сказка изобилия. Таким образом, глупый и пустой Хлестаков, сам того не желая, одурачивает опытных взяточников-чиновников.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.