Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Поиск по сайту

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!

Правда Сони Мармеладовой и правда Раскольникова по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.)


«Преступление и наказание» - невероятно глубокий психологический и идеологический роман. Сюжет прост: бедный студент совершает убийство и получает заслуженное наказание. Но сюжет – это только основа, канва, на которой писатель «вышивает» своих героев. Основной конфликт произведения не разрешается убийством, здесь сталкиваются не люди, а «правды» Раскольникова и Сони Мармеладовой.

Теория Раскольникова заключается в следующем: «Люди, по закону природы, разделяются на два разряда: на обыкновенных и имеющих дар или талант», «'необыкновенный' человек имеет право разрешить своей совести перешагнуть через иные препятствия, и единственно в том только случае, если исполнение его идеи (иногда спасительной, может быть, для всего человечества) того потребует» (часть 3 глава 5).

Нужно уникальное сочинение?

Напишем в течение 3 часов.



Наши эксперты проверят Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру - учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Однако Соне он эту идею объясняет иначе, он уже не делит людей на «высших и низших», все «право имеющие» становятся людьми, а остальные превращаются в паразитов. Таково устройство мира согласно теории Раскольникова, но она не выдерживает проверки душой и сердцем: «- Я ведь только вошь убил, Соня, бесполезную, гадкую, зловредную. – Это человек-то вошь! – Да ведь и я знаю, что не вошь … если задаю вопрос: вошь ли человек? – то, стало быть, уж не вошь человек для меня» (часть 5 глава 4)

«Мрачный катехизис», ставший для Раскольникова «верой и законом», начинает распадаться еще на первых страницах книги. Мармеладов произносит «Пусть! Се человек!», «Надобно же, чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где бы и его пожалели!» и спрашивает: «Жаль вам теперь меня, сударь, аль нет?» Герой – «маленький человек», дошедший до черты, и над ним смеются, может быть, заслуженно, но этим вопросом он выпытывает у Раскольникова, видит ли тот в нем человека, и студенту, в отличие от остальных, не смешно. Он сам разбивает свою теорию, но не может не проявлять жалости даже к «низшим» людям, неспособным принести пользу другим. В этот момент фамилия героя раскрывается как «говорящая»: он оказывается «расколот», его разум, взволнованный чуждой ему теорией, и его сердце остаются в противоречии. После разговора с Соней Раскольников задается вопросом: «Зачем ходил к ней просить ее слез?» Он должен был знать, как и Мармеладов когда-то, видит ли все еще Соня в нем человека. Человеческая жизнь – величайшая ценность для Достоевского, это нам еще предстоит увидеть.

Терзаясь муками совести, Раскольников думает раскрыть свой страшный секрет Разумихину и (несколько раз) – Дуне, но приходит он именно к Соне. Все дело в гордыне. Тема гордости и гордыни - это своеобразный лейтмотив романа, герой сам признается, что причиной его поступка стала именно надменность: «Не был я так голоден… я действительно хотел помочь матери, но… и это не совсем верно… На сапоги, платье и на хлеб я бы и сам заработал; уроки выходили; по полтиннику предлагали. Да я озлился и не захотел. Я захотел осмелиться и убил». Даже в момент признания она одолевает его. Автор отмечает, что в тоне героя Соне «послышался убийца»: это высокомерие, с которым он говорит. Для девушки все просто, если ты раскаиваешься, то признаешь необходимость наказания; но для Раскольникова все иначе, его надменность прорывается в словах «Я, Соня, еще в каторгу-то, может, и не хочу идти» и «В чем я виноват перед ними? Они сами миллионами людей изводят, да еще за добродетель почитают. Плуты и подлецы они, Соня». Признание для него является далеко не проявлением сожаления: «Встану, да и брякну всем в рожу всю правду; и увидите, как я вас презираю!» Даже когда Соня умоляет его рассказать всем о совершенном грехе, он видит в этом попытку задеть его гордость: «Ну что тебе в этом глупом торжестве надо мною?», - восклицает герой. Гордыня Родиона Романовича приносит страдание не только окружающим, но и ему самому: «Если б только я зарезал из того, что голоден был, то я бы теперь… счастлив был». Дуня, безусловно, положительный герой, она живет по совести и практически жертвует собой ради брата, но в ней есть та же гордость, что и в брате, и в матери, Пульхерия Ивановна говорит: «Совершенный ты его портрет, и не столько лицом, сколько душою: оба вы меланхолики, оба угрюмые и вспыльчивые, оба высокомерные и оба великодушные». Это замечает и сам Раскольников: «А выдержит эта или не выдержит? Нет, не выдержит; этаким не выдержать», «Она должна быть такая же, как и я». Она и сама едва не убивает Свидригайлова, испугавшись за свою честь. Соня другая, закон ее жизни – это смирение. «Кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?» - произносит героиня с отвращением, по ее мнению, «страдание принять и искупить себя им, вот что надо». Эта чистота и заставляет героя прийти именно к ней.

Христианское смирение, конечно, произрастает в ней от любви к Богу. Понятия «Бог» и «справедливость» сливаются для нее в одно: «Господи, била! А хоть бы и била, так что ж! Вы ничего не знаете… она справедливости ищет… она чистая»; «Она была справедливая… она Бога узрит». Сонечка называет себя «великой грешницей» и прямо заявляет герою: «От Бога вы отошли, и вас Бог поразил, дьяволу предал!» И все же она хочет стать его спасением. Девушка читает Раскольникову о воскрешении Лазаря, почти умоляя услышать, понять, провести параллели: «Ей мучительно самой хотелось прочесть и именно ему, чтобы он слышал, и непременно теперь. Она приближалась к слову о величайшем и неслыханном чуде. Голос ее стал звонок, как металл; торжество и радость звучали в нем и крепили его. И он, он – тоже ослепленный и неверующий, - он тоже сейчас услышит, он тоже уверует!» Родион Романович не может этого понять, из-за этой веры в чудо он несколько раз сравнивает героиню с ребенком, полагая, что это звучит уничижительно: «Надо рассудить серьезно и прямо, а не по-детски плакать и кричать, что Бог не допустит». Но именно он произносит: «Дети – образ Христов». Вера удерживает девушку от ужасной слабости. Она задает один из важнейших вопросов романа: «Что ж бы я без Бога-то была?» Действительно, герой скоро понимает, что она задумывалась о самоубийстве, и «от канавы удерживала ее до сих пор мысль о грехе». Он думает, что гораздо справедливее было бы покончить со всем этим, ведь своей жертвой она «никому не помогает и никого ни от чего не спасает». Того же мнения он и о Катерине Ивановне: «- Да ведь это ж лучше, коль умрет. – Нет, не лучше, совсем не лучше!» - в эмоциональном, решительном ответе Сони звучит не только ее «правда», но и «правда» самого автора. Раскольников сам морально погибает после преступления. Парадоксально, но, доказав себе, что он «человек, а не вошь», герой вдруг понимает, что «теперь, если бы вдруг комната наполнилась не квартальными, а первейшими друзьями его, то и тогда, кажется, не нашлось бы для них у него ни одного человеческого слова». Он «подле себя не может выносить» мать и сестру, принимая это чувство за ненависть, но в глубине души понимая, что, убив человека, он просто потерял право принимать любовь людей, готовых ради него на все. В Соне Раскольников видит «все ненасытимое страдание человеческое», но сама она уверена, что нет никого несчастнее героя, ведь, может, она и совершила «убийство», переступив через себя, но она искренне верит в возможность духовного «воскрешения», прощения, заслуженного всеми страданиями, и единственная возможность спасения для Раскольникова – последовать за ней в этой вере.

Именно отношение к человеческой жизни, гордости и к Богу различает взгляды Раскольникова и Сони, и симпатия автора, безусловно, находится на стороне последней, ведь именно любовь героини спасает опустившегося преступника: «Он встретил на себе беспокойный и до муки заботливый взгляд ее; тут была любовь; ненависть его исчезла, как призрак». Достоевский не показывает перерождение героя, но из эпилога становится понятно, что оно возможно и даже вероятно, поскольку Раскольников прошел через глубочайшие страдания и в итоге открыл для себя Бога, и «убийца и блудница сошлись за чтением вечной книги».

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем


чат-боте Сочинения24

Чтобы вывести это сочинение введите команду

/id90042


Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение