Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




В чём своеобразие конфликта Чацкого с фамусовским обществом? По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»? (ЕГЭ по литературе)

Горе от ума» А. С. Грибоедова — классицистическая комедия, однако Грибоедов наделяет её и чертами реализма. Понимание этого помогает лучше разобраться в своеобразии главного конфликта произведения —конфликта между Чацким и фамусовским обществом. Рассмотрим, как это раскрывается в произведении.

Своеобразие изображенного в комедии конфликта заключается в первую очередь в том, что ему присущ историзм, то есть в это противоборство Грибоедов заключает действительно существующее в то время, на сломе двух эпох, противостояние «века нынешнего и века минувшего».

Так, в монологах

Фамусова автор обрисовывает типичные портреты людей 18 столетия Петрович, Кузьма Петрович, одинаковым отчеством подчеркивая, видимо, связь не только с екатерининской, но и петровской эпохой, подарившей Российской империи «Табель о рангах», к высшей ступени которого и стремятся представители фамусовского общества. Кузьма Петрович, сумевший «сыну ключ

доставить», и Максим Петрович, падавший на потеху императрице, — идеалы минувшего века. Чацкий, как представитель нового поколения, — носитель передовых идей молодого дворянства, например, декабристов: он «служить бы рад», да «прислуживаться тошно».

Своеобразие конфликта и в том, что даже в конце пьесы он оказывается неразрешенным, каждая из противоборствующих сторон остается при своём мнении. В развязке комедии, финальном монологе Чацкого, мы видим, что главный герой так и не принимает устои, ценности фамусовского общества, и, не сумев победить консерватизм и скудоумие, чинопочитание и притворство, уезжает из «старой» Москвы, восклицая: «карету мне! Карету!». В то же время последними словами Фамусова и комедии в целом становятся: «Что будет говорить княгиня Марья Алексевна!». Поставив их в сильную позицию текста, финальную строчку,

А. С. Грибоедов показывает, что эмоциональные речи Чацкого никак не изменили взгляды московского общества, никак не отразились на нем.

Но интересно то, что такая трагическая, характерная для реализма неразрешенность конфликта обоснована другой его особенностью: не все представители фамусовского общества являются абсолютными антиподами Чацкого. Например, Софья, хотя воспитана в нравах старого московского дворянства, близка Чацкому по духу и уму, в особенности тогда, когда рассуждает об общественном мнении и о том, что не постыдится показать свои чувства к дорогому ей человеку («да что мне до кого? До них? До всей вселенны?»). Грибоедов не изображает конфликт совершенно противоположенных сторон, он размывает границу между разными мировоззрениями, показывая привязанностьЧацкого к фамусовскому обществу из-за Софьи и, в отношении главной героини, её внутреннюю схожесть самим Чацким.

Таким образом, своеобразие конфликта, изображенного в комедии «Горе от ума» зависит от выстроенной в духе реализма системы персонажей, исторической ситуации, в которой создавалось произведение, неразрешимости конфликта разных поколений, к которому будут обращаться и многие последующие писатели.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.