Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




«Демократия-это не государственная структура, а система ценностей» — Харлен (ЕГЭ обществознание)

Демократия имеет долгую историю, одним из её первых известных проявлений являются древнегреческие полисы. С того момента и по сей день учеными были выявлены и созданы разнообразные ее виды и пути установления в государстве. Если она является концепцией, открытой для интерпретаций, то что тогда делает демократию «демократией»? На этот вопрос дает ответ Хален. В своем высказывании он поднимает проблему определения сущности демократии. Харлен считает, что она базируется на определенных нерушимых принципах, составляющих её основу. Для доказательства его правоты рассмотрим некоторые тезисы, а именно: понятие демократии, её принципы и виды.

Перейдем к теоретическим положениям. Что такое демократия? Это способ политической организации общества при котором народ или его большинство служат источником и носителем политической власти.

Она представляет собой тесную взаимосвязь личности и государства. Для признания этого паритета необходимы уточняющие принципы, устанавливаемые в Конституции страны: свободные выборы, гарантия прав, плюрализм мнений, независимость СМИ, суверенитет народа и так далее. Рассмотрим подробнее некоторые из них. Первый принцип — суверенитет народа. Он признается единственным источником власти, выражающим свою воли разными путями, участием в выборах или митингах, к примеру. Этот принцип является одним из самых важных наряду с другим, вторым — гарантия прав и свобод человека. Они устанавливаются в равном для всех объеме в Конституции и признаются высшей ценностью. Роль государства в демократическом обществе — защищать и обеспечивать права и свободы, не ограничивать их без оснований. Третий — выборность органов власти. Народ решает, кто будет представлять его интересы при решений проблем на государственном уровне. Он регулярно выдвигает своих кандидатов и голосует за них на честных выборах, а также, может требовать их отставки. Получается, общество может быть признано демократичным только если в нем эти принципы установлены и прописаны в законах. Непризнание одного из них разрушает «фундамент» демократии и ставит под угрозу ее существование.

В качестве примера приведем демократию в Швейцарии. В стране действует Конституция, принятая в 1999 году. В ней установлено, что народ является носителем суверенитета каждого кантона и союза в целом. Установлены его права и свободы, в том числе на свободу употребления любого языка. По закону, государство обязано их защищать. Также, прописана процедура выборов и принятия нормативных актов — они выносятся на референдум на разных уровнях: на государственный или региональный. В Конституции прописан функционал Президента и парламента и срок их избрания — на год и четыре года соответственно. Таким образом, Швейцария является демократическим государством, так как в ее Конституции установлены основополагающие для демократии принципы. Это еще раз подтвержает тот факт, что демократия — это совокупность принципов, а не просто совокупность методов управления.

Понятно, что демократия базируется на ценностях. Но меняются ли они в разных ее видах? Для ответа на этот вопрос следует их назвать и подробнее рассмотреть. Первый вид — прямая демократия. Она построена на непосредственном участии граждан в принятии решений — в форме местных собраний или референдумов, к примеру. В ней также есть выборные органы власти и гарантированные права и свободы человека. Второй вид — представительная демократия. Ее суть состоит в том, что государственные решения принимают представители или учреждения, выбранные народом. Люди участвуют в процессе управления косвенно, через представителя. Несмотря на это, они контролируют деятельность государственных органов и соблюдение ими демократических принципов, закрепленных в Конституции — народ является главным источником власти. В итоге, тип демократии не влияет на уменьшение или увеличение количества основополагающих ценностей. Они являются основой демократии как системы, которая может интегрировать и исключать второстепенные элементы.

Одним из самых известных примеров демократии служит Афинский полис после реформ Солона. В нем признавалось равенство прав всех «политических» членов общества, которые участвовали в собрании экклесии — совещательного органа. Из его членов, а значит, и из числа всех граждан, путем жеребьевки избирались ежегодно члены буле, судьи и присяжные. Также, путем голосования выбирались стратеги — военные министры, как мы сейчас бы назвали. За соблюдением законов также следили граждане — члены коллегии номофилаков. В прямой демократии в Афинах народ являлся главным источником власти, который напрямую участвовал в управлении страной и следил за соблюдением его прав и свобод. Таким образом, независимо от типа демократии основополагающие ее принципы сохраняются.

Подводя итог, стоит отметить, что демократия — самый распространенный режим в мире. За последние 40 лет число демократических государств увеличилось с 35 до 96. И это не случайно: они являются показателем стабильности. Демократия — это гарант того, что мнение какой-либо группы людей будет услышано, а значит, власть и народ придут к консенсусу. Об этом говорили еще мыслители и политики 19 века, в том числе и Харлен, и сейчас мы можем убедиться в их правоте: демократия — это система ценностей, а не просто политический режим.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.