Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Анализ рассказа В. И. Белова «Тёзки» (Литература XX века)


Рассказ В. И. Белова «Тёзки» относится к жанру деревенской прозы и обращается к традиционным и незыблемым ценностям. В этом произведении главной темой является духовное родство двух тёзок.

Экспозиция рассказа представляет собой описание сада, который в глазах читателя представляется каким-то волшебным неизведанным местом: «Это был небольшой сад, очень таинственный, безо всяких аллей, одни хитрые тропки ныряли под кроны и терялись в зарослях.» Толька встречает Анатолия Семёновича, который тоже выглядит как сказочный персонаж, случайно и даже пугается его, но эта первая встреча и положила начало их недолгосрочной, но крепкой дружбе.


Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Анатолий Семенович доброжелателен, это можно понять из его речевых характеристик (высказывания добрые, снисходительные, открытые, искренние): «Усы почему? Наверное, потому, что огурец мужского рода»; «Приходи, приходи, Петров» и т. д. Мужчина нашёл для себя спасение от одиночества в общении с мальчиком. Анатолий Семёнович был действительно одинок, «он жил один, почти за городом», из-за чахотки и отбытого срока в тюрьме с ним старались не контактировать, жена, учительница в классе Петрова, по всей видимости, ушла от него и не давала видеться с дочерью. И какая-то горькая, серьёзная задумчивость слышится в некоторых его фразах: «Ну, наконечник это ещё полбеды. Я вот другое подумал...»; «Да так, может, ещё ничего.»; «Никогда, смотри, не болей». Но он стремится жить, радоваться, будто чувствует скорую смерь: он испытывает единение с природой, выдумывая что-то вроде сказок, основанных на наблюдениях и образах животных из фольклора, и замечая каждую мелочь в окружающем его мире («Слышишь, как трава растёт?»). И в конце рассказа Анатолий Семёнович умирает не только от туберкулёза, но и от чувства забытости, от тоски по Тольке, по семье, по жизни. Со смертью Анатолия Семеновича сад перестаёт быть сказочным, становится угрюмым и чужим: «Теперь сад был совсем тихий. Он шумел от сентябрьского ветра. Влажные листья падали на грядки.»

Толька тоже почему-то сильно привязался к новому знакомому и, когда бабушка ругалась на него, его одолела обида тоже не только из-за агрессии бабки, но и потому, что он с нетерпением ждал новой встречи, которую ему пытались запретить.

Духовное родство, теза двух друзей прослеживается не только на уровне эмоциональной привязанности и открытости друг другу, но и на более конкретном — оба героя — тёзки, люди с одинаковым именем, и похожим внутренним миром. И Петров и Анатолий Семёнович тёзки не только в «формальном», но и «содержательном» плане — родственный души. Потому и оба в разлуке тоскуют, потому и Толька имеет навязчивую идею навестить своего приятеля, потому так мучительно Тольке, когда он узнает всё, когда понимает, что поздно.

Рассказ написан максимально простым языком, близким к повседневной речи, что говорит о том, что подобная ситуация — не вымышленная, а даже «народная», каждый из нас внезапно находил и так же внезапно терял друзей.

Рассказ разбит на две части, между частями создаётся яркая антитеза на лексическом и образном уровнях. При этом мир, в котором есть эта родственная душа, ярок и красочен, это можно заметить по обилию описаний и мотивам сказочности в первом, «летнем» фрагменте. Во второй же части совершенно сухо описываются обыкновенные бытовые ситуации, рутинные будни Петрова.

Всё, что связывает эти два фрагмента – сон с весёлым дроздом, который каждый раз становится неким сигналом к действию и Толька собирается навестить Анатолия Семёновича. Сам образ весёлого поющего дрозда, в которого каждую минуту может кинуть свою злую стрелу жаба, «рифмуется» с другом Петрова, которого то и дело настигают приступы раздирающего кашля, предвещая смерть.

Герои в этом рассказе походят на один из типов героев другого автора произведений деревенской прозы, Василия Шукшина. Некий «чудик» Анатолий Семёнович, говорящий о напряжённых отношениях мира природы, и Петров, верящий «чудику» и сам становящийся таковым. Но если у Шукшина его чудных героев ждёт, если не счастливый финал, что нечто нейтральное, позволяющее сохранить улыбку на лице, то у героев рассказа «Тёзки» происходит трагедия, которую вряд ли можно пережить — потеря родственной души.



Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id89015




Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2020 «Критическая Литература»

Обновлено: 08:07:46
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение