Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Анализ рассказа Шукшина «Боря» (Литература XX века)


Рассказы Шукшина — искренность и незамысловатость языка, негероические ситуации, близкие каждому. Его герой — чудак, кто-то не от мира сего, современная адаптация Иванушки-дурачка.

В рассказе «Боря» главный герой — действительно слабоумный. Рассказчик заинтересован не только в самом Боре, но и в том, как к нему относятся окружающие, как его воспринимает общество. Самое важное в рассказе — не только сам молодой человек, но и люди вокруг него.

Сразу после вступительного диалога, который больше похож на отрывок драматического произведения, рассказчик делает философское отступление. Рассуждение развивается очень быстро, стремительно меняются темы. Первая — «дурачками, я заметил, много легче, интереснее, чем с каким-нибудь умницей». И речь идёт не только о слабоумных, но и о тех, кто не горделиво-умный, в меру чудаковатый.


Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Вторая тема — «Что же жизнь — комедия или трагедия?» (продолжается мотив театрализованности). Нитью проходит и вопросы гордости и уважения («из головы не идет, что он — умница», «Это (не желание жалеть других) тоже — от неловкой, весьма горделивой позы») и жалости.

Далее отступление резко прерывается, будто рассказчик сам себя одергивает. Он описывает поведение Бори в мельчайших подробностях, передаёт его манеру речи и большое внимание уделяет взгляду («В глазах Бори всеобъемлющая, спокойная доброжелательность, какая бывает у мудрых стариков.») Боря не видит ничего плохого в мире, он действительно ведёт себя как ребёнок: капризничает, ругается на родителей, доверяет всем, даже тем, кто предлагает съесть сигарету. Но если маленькие дети безобидны и не могут причинить сильного физического вреда, то молодой человек имеет достаточную (и неуправляемую!) силу, становясь опасным («...начал стулья кидать, мать подвернулась — мать толканул, отца…»). И если простодушие ребёнка большинство принимают как данность, не намереваясь причинить зла, то наивность Бори для окружающих — повод либо снисходительности, жалости («Над ним не смеются, охотно отвечают»), либо откровенной жестокости («Этот, дурак ваш… дал ему сигарету: ешь, говорю, сладкая. Всю съел!»).

Рассказчику интересна природа поведения Бори, он уверен в том, что молодой человек беззлобный и «обиду как следует причинить не умеет». Рассказчик по ходу повествования бросает фразу: «Это вполне разумное решение вопроса: вымещать на близких досаду, мы все так делаем.», но взгляд будто зацепляется за неё. И тут появляется повод размышлять самим (хотя в конце предложения не стоит многоточия, которое часто является «открытым финалом» мысли). С одной стороны, читатель понимает, что каждый, действительно, вымещает на близких досаду, но правильно ли это?

С описания эмоционального спектра Бори внимание быстро переключается на «некого психа» неприятной наружности и, как выясняется потом, весьма жестокий и грубый по своей натуре. В рассказе уже второй раз появляется тема драки, причинения физического вреда. Но если Боря жалел о совершённом («Босе не бу, не бу, не бу!.. — больше не будет.»), то этот «пацан» «долго, бурно рассказывал, как он врезал теще, соседу, жене…». Появляется явная антитеза добродушного, вечно улыбающегося, действительно Бори и агрессивного и опасного «пацана с весёлой душой». На самом деле, неконтролируемый Боря тоже по-своему опасен, но большинство своих поступков он совершает неосознанно, а «некий псих» вполне понимает, что он делает, но не видит в своих поступках ничего плохого.

Третий раз драка упоминается, когда «пацан» оказывается наказанным за свою грубость. И только потом появляется Боря с наивной улыбкой и дружелюбно протягивает кому-то руку.

Рассказ напоминает народную бытовую сказку: герои резко делятся на положительных и отрицательных, в конце «добро побеждает зло», и даже присутствует сказочное чисто три. Ситуация, описанная в произведении, не часто встречается. Но всем близок тот момент, когда кому-либо простодушно-наивному на пути встречается по-настоящему злой человек. И в реальности, к сожалению, не всегда всё заканчивается хорошо.



Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id89014




Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2020 «Критическая Литература»

Обновлено: 15:20:32
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение