Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Проблема поведения человека на войне по В. Тендрякову «Все мы пробыли месяц в запасном полку за Волгой. Мы, это так остатки...» (ЕГЭ по русскому)

В книгах о войне писатели рассказывают не только о боях, о храбрости солдат, их самоотверженности, но и о военном быте, о нравственных уроках, которые преподносит непростая военная жизнь.

В. Тендряков рассматривает проблему, которая не уходит из поля зрения многих писателей, — проблему поведения человека на войне.

Автор от лица рассказчика знакомит читателей с историей, которая случилась во время отдыха солдат, когда им принесли продукты. Рассказчик со старшиной отправились за продуктами.

И солдат решил украсть полбуханки.

Автор описывает поведение раскаявшегося человека, который называет себя «идиотом», «вором». Он вспоминает о своих довоенных безнравственных поступках, которым он постоянно находил оправдание. Сейчас он уже не искал оправданий. Желание вернуть хлеб на место выражено в восклицательном предложении с междометием «ох».

Как реагировали другие солдаты на такое поведение рассказчика? Автор пишет, что рассказчик увидел «глаза, глаза». Все насторожились. Когда один из солдат вскинул руку, рассказчик подумал, что его собираются бить. Но тот презрительно сказал, что не собирается «пачкать руки». А в голосе пожилого старшины рассказчик услышал «крупицу странного, почти неправдоподобного сочувствия». Так товарищи по оружию оказались достойнее рассказчика.

В тексте встречается еще раз подтверждение того, что рассказчик осуждает себя и кается, когда он видит измученных походом, голодных людей, которые никогда бы не позволили такого, и называет их «красивыми». Тогда этот боец осознал, насколько он «уродлив». Читателю становится ясно, что речь идет о красоте внутренней, душевной.

То, что совершил молодой солдат, он называл позором и радовался тому, когда его перевели в другое место, что там не знали о его проступке. Впоследствии он старался не столько завоевать самоуважение «альтруистическими подвигами», сколько осознать, что достойное поведение на войне должно быть само собой разумеющимся. Больше эгоистичного поведения он не допускал.

Автор, описав состояние бойца после совершенного проступка, утверждает, что оступившийся человек должен понять его безнравственность и постараться измениться. Ведь те солдаты, которые заботятся не только о себе, но и о других, отличаются человечностью. На них можно всегда положиться. Такие качества людей являются важными, особенно во время войны. Они помогают в преодолении трудностей, помогают жить на войне дружно и значит — всем миром одолеть врага.

Меня затронула эта история и заставила задуматься о поведении взрослых людей на войне. Похожий случай произошел в рассказе В. Астафьева «Макаронина», где говорится о том, как два солдата, пожилой и молодой, ели из одного котелка. Пожилой достал из вещмешка большую деревянную ложку, и молодой сразу из-за этого приуныл. Но потом увидел, как напарник ест не спеша. В супе оказалась всего одна макаронина. Уж как хотелось молодому «сцапать» её, но он отвернулся. Напарник только сейчас взглянул молодому в глаза, и тот увидел в его взгляде «какое-то всепонимание и усталую мудрость». Пожилой солдат разделил макаронину, но не на половину. Тогда молодому показалось, что он заберет большую часть. Но тот подтолкнул эту часть молодому. Вот так случайный напарник по котелку преподал молодому нравственный урок человечности.

Итак, в книгах о войне писатели рассказывают не только о ходе событий, о воинской смелости и сноровке, о выполнении боевых заданий, но и о нравственной стороне военной жизни, о взаимоотношениях солдат, чтобы показать молодому поколению людей, не теряющих человечность ни при каких обстоятельствах.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.