Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Анализ эпизода из романа «Война и мир» (Толстой Лев Н.)

Эпизод «Смерть старого князя Болконского» является одним из самых знаменательных и важных в романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Главными участниками этого эпизода являются княжна Марья и Николай Андреевич Болконский. Марья — это дочь князя Болконского, она всегда была послушной, беспрестанно молилась и глубоко веровала в бога. Её можно назвать «божьим одуванчиком», так как она никогда и никому не причиняла зла, уважала отца и отгоняла от себя плохие мысли, стараясь очистить свою душу. Сам князь был очень строгим, пунктуальным и даже в некоторой степени жестоким человеком. Он любил свою дочь, но из-за собственного характера не мог ей об этом сказать. Николай Андреевич проявлял свою любовь в безграничной требовательности к дочери и постоянных упрёках в её сторону. Это нежное чувство было настолько велико и несвойственно его характеру, что постепенно оно перерастало в злобу к Марье и даже ненависть.

Основные события этой главы начинаются с того, что французы, заняв Смоленск, направляются вглубь России, и поэтому под угрозой нападения находятся все поместья, находящиеся на их пути.

Лысые Горы не стали исключением.

Именно это противоречие в её душе и составляет основу эпизода. Она всю жизнь старалась любить и уважать своего отца и никогда не упрекала его ни за что, но с каждым днем его издевательства копились у неё в душе, и в итоге всё это превратилось в желание его смерти, которое ей самой отвратительно: «Княжна Марья остановилась на крыльце, не переставая ужасаться перед своею душевною мерзостью…» Находясь при смерти, Николай Андреевич позвал свою дочь к себе, чтобы наконец высказать ей, что творилось у него в душе, раскрыть ту огромную любовь, которая терзала его. Все эти чувства он выразил в единственном и первом ласковом слове к дочери: «”Спасибо тебе... дочь, дружок... за всё, за всё... прости... спасибо... прости... спасибо!..” — И слезы текли из его глаз.». Именно это событие и является центральным, оно всецело раскрывает этих двух персонажей, обнажает их душу перед читателем.

На примере старого князя и его дочери автор показывает нам проблему неспособности некоторых людей выразить свои чувства к ближнему. Мы видим, что Николай Болконский любил свою дочь, но он сказал ей об этом слишком поздно, когда в её душе уже возникло то мерзкое чувство.

Лев Николаевич Толстой понимает всю важность и остроту данной проблемы, и поэтому уделяет ей особое внимание. Он сделал всё, чтобы люди, прочитав эту главу, поняли, что не нужно мучать себя и прятать свои чувства от кого-то, а особенно от родных, иначе это может испортить жизнь не только вам, но и тем, кто находится рядом.

Этот трагический отрывок произведения начинается с грубости отца к своей дочери, а заканчивается первым выражением его любви к ней и последующей смертью. В этом и заключается особенность начала и конца данного эпизода, они полностью противоположны друг другу, и именно поэтому они так сильно воздействуют на читателя в эмоциональном плане.

Толстой мастерски воздействует на чувства читателя, заставляя его полностью проникнуться тем последним и самым главным диалогом между княжной и её отцом. Художественные приёмы также играют важную роль в достижении этого. Многочисленные эпитеты («гадкие подозрения», «Комический труд» и т. д.), сравнения («Как лошади шарахаются, толпятся и фыркают над мертвою лошадью, так в гостиной вокруг гроба толпился народ чужой и свой») и олицетворения — («обрушилась страшная гроза гнева князя», «душа болит») всё это усиливает те ощущения, которые хотел передать автор. Сам эпизод можно разделить на несколько частей. Завязка — это первая ссора княжны Марьи с Николаем Болконским, она показывает поверхностные отношения между этими героями. Далее идёт кульминация — удар, случившийся с князем, в нём раскрывается душа княжны, её самые тайные и неприятные стороны. И наконец развязка — смерть старого князя, где обнажаются истинные чувства отца к дочери.

Основная мысль же заключается в том, что зачастую люди из-за любви к кому-то начинают требовать от этого человека слишком многого, они обвиняют во всех своих проблемах именно его, а он в свою очередь, не зная об этой любви, копит обиду, что приводит к тому, что в семье начинается раздор, и оба человека, любящих друг друга, не могут об этом сказать, и в итоге их жизни становятся адом. Этот эпизод, безусловно, связан с дальнейшим становлением княжны Марьи. Она освобождается от тирании, а впоследствии, встретив Николая Ростова, принимает себя такой какая она есть, вместе с простым желанием любви, семьи и детей. Пережив эту потерю, Марья начала переосмысление своей жизни, что, конечно же, сказалось на её дальнейших поступках и жизни в целом.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.