—частливого нового года от критики24.ру критика24.ру
¬ерный помощник!

–≈√»—“–ј÷»я
  вход

¬ход через VK
забыли пароль?

ѕроверка сочинений
«аказать сочинение




ѕќ»— :

” нас более 100 000 материалов воспользуйтесь поиском! ¬ам повезЄт!

ќ творчестве Ќикола€ √огол€. ћертвые души. „асть 6. (√оголь Ќ. ¬.)

Ќазад



Ћирические отступлени€.

—вою поэму ЂћЄртвые душиї (как и вообще все произведени€) √оголь писал как поэт-гражданин, глубоко понимающий и чувствующий всю силу своей писательской ответственности. ќн писал еЄ как человек, страстно люб€щий свою родину и страдающий душой от тех непор€дков и зол, которых так много видел он в окружающей его русской общественной жизни.

≈го ЂћЄртвые душиї Ч создание писател€-патриота, €сно выражающего своЄ отношение к изображаемому.

Ёто отношение, оценка действительности √оголем выражаетс€ не только косвенно Ч в характере изображени€ людей и условий их жизни, но и непосредственно Ч в авторских отступлени€х.

ѕо своему содержанию размышлени€ √огол€, которыми он или прерывает, или заканчивает художественно нарисованные сцены, разнообразны и отражают его душевные переживани€.

ћы встречаем у него и иронически-сатирические рассуждени€ о Ђтолстыхї и Ђтонкихї представител€х двор€нства (I глава), о Ђгосподах большой рукиї и Ђгосподах средней рукиї, и глубоко продуманное и с затаЄнной грустью высказанное мнение о широкой типичности выведенных им помещиков, и проникнутые лиризмом воспоминани€ о дн€х своей юности (начало VI главы), и страстный призыв к молодЄжи Ђзабирать с собою все человеческие движени€ї, чтобы быть человеком и в старости.

»з этих авторских отступлений особенно внимательно нужно остановитьс€ на двух: о типах писателей (начало VII главы) и о –уси и скрытых силах русского народа.

¬ лирически-публицистическом размышлении о двух типах писателей √оголь определ€ет себ€ как реалиста-сатирика, Ђдерзнувшего вызвать наружу всЄ, что ежеминутно пред очами и чего не зр€т равнодушные очи, всю страшную, потр€сающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров, которыми кишит наша земна€, подчас горька€ и скучна€ дорогаї. — горьким чувством говорит √оголь о трагической судьбе сатирика в услови€х современной ему действительности и о его духовном одиночестве. «десь же он определ€ет и характер своего юмора.

¬ этом лирическом зачине седьмой главы √оголь характеризует себ€ как независимого писател€-реалиста, как гражданина-борца, €сно осознавшего враждебное отношение к нему со стороны господствовавшего класса и всЄ же остающегос€ верным своему призванию, не отступающего ни перед чем. “ак же говорит он о себе и в лирических отступлени€х одиннадцатой главы, где отводит обвинени€ Ђтак называемых патриотовї, недовольных тем, что √оголь показал Ђмного презренного и глупого в жизниї –оссии.

¬ одиннадцатой главе I тома ЂћЄртвых душї √оголь с огромным лирическим подъЄмом говорит о своей любви к родине, котора€ необъ€тным простором внушает ему уверенность в еЄ величественных судьбах. Ђ„то пророчит сей необъ€тный простор? «десь ли, в тебе ли не родитьс€ беспредельной мысли, когда ты сама без конца? «десь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернутьс€ и пройтись ему?ї

¬ завершающем первый том романтическом образе –уси Ч Ђптицы-тройкиї выражены, также и любовь √огол€ к родине, и его вера в еЄ великое будущее. √оголю не€сны пути дальнейшего развити€ своей родины. (Ђ–усь, куда ж несЄшьс€ ты, дай ответ? Ќе даЄт ответаї) Ќо в одном он был убеждЄн Ч в будущем величии русского народа.

’удожественные особенности творчества √огол€.

√оголь начал свою творческую де€тельность как романтик. ќднако он скоро обратилс€ к критическому реализму, открыл в нЄм новую главу.  ак художник-реалист √оголь развивалс€ под благотворным вли€нием ѕушкина. Ќо он не был простым подражателем родоначальника новой русской литературы.

—воеобразие √огол€ было .в том, что он первым дал широчайшее изображение уездной помещичье-чиновничьей –оссии и Ђмаленького человекаї, жител€ петербургских углов.

√оголь был гениальный сатирик, бичевавший Ђпошлость пошлого человекаї, предельно обнажавший общественные противоречи€ современной ему русской, действительности.

Ёта социальна€ направленность √огол€ сказываетс€ и в композиции его произведений. «ав€зкой и сюжетным конфликтом в них €вл€ютс€ не любовные и семейные обсто€тельства, а событи€ общественного значени€. ѕри этом сюжет у √огол€ служит лишь поводом дл€ широкого изображени€ быта и раскрыти€ характеров-типов.

√лубокое проникновение в суть основных общественно-экономических €влений современной ему жизни позволило √оголю, гениальному художнику слова, нарисовать образы огромной обобщающей силы.

»мена ’лестакова, ћанилова,  оробочки, ЌоздрЄва, —обакевича и других стали нарицательными. ƒаже второстепенные лица, выведенные √оголем на страницах его произведений (например, в ЂћЄртвых душахї): ѕелаге€, крепостна€ девочка  оробочки, или »ван јнтонович, Ђкувшинное рылої, Ч обладают большой силой обобщени€, типичности. √оголь подчЄркивает в характере геро€ одну-две наиболее существенные его черты. „асто он их гиперболизирует, отчего образ становитс€ ещЄ более €рким и выпуклым.

÷ел€м €ркого, сатирического изображени€ героев служит у √огол€ тщательный подбор множества подробностей и резкое их преувеличение. “ак, например, созданы портреты героев ЂћЄртвых душї. Ёти подробности у √огол€ преимущественно бытовые: вещи, одежда, жильЄ геро€.

≈сли в романтических повест€х √огол€ даны подчЄркнуто живописные пейзажи, придающие произведению определЄнную приподн€тость тона, то в реалистических его произведени€х, особенно в ЂћЄртвых душахї, пейзаж €вл€етс€ одним из средств обрисовки типов, характеристики героев.

“ематика, социальна€ направленность и идейное освещение €влений жизни и характеров людей обусловили своеобразие литературной речи √огол€.

ƒва мира, изображаемые √оголем, Ч народный коллектив и Ђсуществователиї Ч определили основные особенности речи писател€: его речь то восторженна, проникнута лиризмом, когда он говорит о народе, о родине (в Ђ¬ечерахї, в Ђ“арасе Ѕульбеї, в лирических отступлени€х ЂћЄртвых душї), то становитс€ близка к живой, разговорной (в бытовых картинах и сценах Ђ¬ечеровї или когда повествуетс€ о чиновно-помещичьей –оссии).

—воеобразие €зыка √огол€ заключаетс€ и в более широком, чем у его предшественников и современников, использовании простонародной речи, диалектизмов, украинизмов. √оголь любил и тонко чувствовал народно-разговорную речь и умело примен€л все оттенки еЄ дл€ характеристики своих героев и €влений общественной жизни.

Ћиризм в речи автора и его героев обусловливает некоторые приЄмы еЄ построени€:

1) периодическое строение фразы, когда много предложений соединено в одно целое (Ђ“арас видел, как смутны стали казацкие р€ды и как уныние, неприличное храброму, стало тихо обнимать казацкие головы, но молчал: он хотел дать врем€ всему, чтобы пообвыклись они и к унынию, наведЄнному прощаньем с товарищами, а между тем в тишине готовилс€ разом и вдруг разбудить их всех, гикнувши по-казацки, чтобы вновь и с боль-, шею силою, чем прежде, воротилась бодрость каждому в душу, на что способна одна только слав€нска€ порода, широка€ могуча€ порода перед другими, что море перед мелководными рекамиї);

2) введение лирических диалогов и монологов (таков, например, разговор Ћевко и √анны в первой главе Ђћайской ночиї, монологи Ч обращени€ к казакам  ошевого, “араса Ѕульбы, Ѕовдюга в Ђ“арасе Ѕульбеї);

3) обилие восклицательных и вопросительных предложений (например, в описании украинской ночи в Ђћайской ночиї);

4) эмоциональные эпитеты, передающие силу авторского воодушевлени€, рождЄнного любовью к родной природе (описание дн€ в Ђ—орочинской €рмаркеї) или к народному коллективу (Ђ“арас Ѕульбаї).

Ќародно-бытовой речью √оголь пользуетс€ по-разному. ¬ ранних произведени€х (в Ђ¬ечерахї) еЄ носителем €вл€етс€ рассказчик. ¬ его уста вкладывает автор и просторечие (бытовые слова и обороты), и такие обращени€ к слушател€м, которые нос€т фамиль€рно-добродушный, свойственный данной среде характер: Ђ≈й-богу, уже надоело рассказывать! ƒа что вы думаете? ѕраво, скучно: рассказывай, да и рассказывай, и отв€затьс€ нельз€! Ќу, извольте, € расскажу, только ей-ей, в последний разї (Ђ«аколдованное местої).

’арактер человека, его социальное положение, професси€ Ч всЄ это необычайно отчЄтливо и точно раскрываетс€ в речи персонажей √огол€.

—ила √огол€-стилиста Ч в его юморе. ёмор √огол€ Ч Ђсмех сквозь слЄзыї Ч был обусловлен противоречи€ми российской действительности его времени, в основном Ч противоречи€ми между народом и антинародной сущностью двор€нского государства. ¬ своих стать€х о ЂћЄртвых душахї Ѕелинский показал, что юмор √огол€ Ђсостоит в противоположности идеала жизни с действительностью жизниї. ќн писал: Ђёмор составл€ет могущественнейшее орудие духа отрицани€, разрушающего старое и подготовл€ющего новоеї.

«начение √огол€ в истории русской и мировой литературы.

“ворчество √огол€ имело исключительное значение в истории русской литературы.

1. ѕо справедливому утверждению Ѕелинского и „ернышевского, √оголь стал основателем целого направлени€ в русской литературе, так называемой Ђнатуральной школыї 40-х годов. ЂЌатуральна€ школаї, сложивша€с€ в 40-х годах, разнородна€ по общественно-политическим взгл€дам еЄ представителей (Ѕелинский, √ерцен, “ургенев, √ончаров и др.)ї объедин€лась тем, что в центре внимани€ ставила социальную действительность. ’арактерными чертами натуральной школы €вились:

1) изображение людей простых, из средних и низших слоев населени€;

2) демократическа€ направленность произведений;

3) разработка преимущественно прозаических форм творчества: романа, очерка, повести;

4) демократизаци€ литературного €зыка путЄм введени€ разговорной речи провинциального двор€нства и чиновничества, речи кресть€нской, купеческой, мещанской и т. п.

2. √оголь оказал сильное вли€ние на развитие сатирического творчества √ерцена, Ќекрасова, „ернышевского и особенно —алтыкова-ўедрина.

–омантизаци€ коллектива, свободолюбивого, героического, данна€ √оголем в Ђ“арасе Ѕульбеї, общий жизнеутверждающий тон его ранних повестей, живописные пейзажи, народно-поэтическа€ основа рассказов Ч вот что было восприн€то от √огол€ молодым √орьким в его романтических произведени€х.

¬елико значение √огол€ в развитии русского литературного €зыка. ¬след за ѕушкиным √оголь обратилс€ к речи народа, на народной основе всемерно расшир€€ и обогаща€ литературный €зык. ќн боролс€ за чистоту и самобытность русского €зыка. Ётими основными качествами своего €зыка √оголь оказал вли€ние и на “ургенева, как автора Ђ«аписок охотникаї, и на ќстровского, и на Ќекрасова. —алтыков-ўедрин училс€ у √огол€ приЄмам сатирического разоблачени€ двор€нско-чиновничьей –оссии.

3. “ворчество √огол€ вдохновл€ло русских композиторов и художников. ћусоргский написал на сюжет √огол€ оперу Ђ—орочинска€ €рмаркаї, –имский- орсаков Ч Ђћайска€ ночьї, ЂЌочь перед –ождествомї, „айковский Ч Ђ„еревичкиї.

–епин создал свою знаменитую картину Ђ«апорожцыї не без вли€ни€ на него Ђ“араса Ѕульбыї.

ћесто и значение √огол€ в истории мировой литературы определ€етс€ той ролью, какую он сыграл в развитии русской литературы, зан€вшей в XIX веке ведущее место в художественном творчестве всего человечества » здесь прежде всего нужно отметить особый характер гоголевского реализма, то новое, что √оголь, продолжа€ ѕушкина, внЄс в историю русской и мировой реалистической литературы.

Ёто, во-первых, усиление остроты критического изображени€ социальной действительности, резко сатирическа€ направленность творчества. ѕроизведени€ √огол€, глубоко вскрыва€ общественные противоречи€, дышат непримиримой ненавистью к миру пошлости, своекорысти€ и погони за наживой, к тому феодально-крепостническому строю, который угнетал народ, искажал характер человека, его натуру.

¬о-вторых, огромное значение имеет то качество гоголевского реализма, вытекающее из патриотизма писател€, которое можно определить как сочетание критического отношени€ к действительности с верой в русский народ и его великое будущее.

Ёту существенную черту творчества √огол€ отмечали русские критики, она бросалась в глаза и западноевропейским.

»звестный немецкий писатель-антифашист “омас ћанн пишет: Ђ то измерил бездны горечи и скорби, из которых вырос комизм ЂћЄртвых душї? Ќо замечательно, что прив€занность великого писател€-критика к своей нации обнаруживаетс€ в этой книге не только в форме юмора и сатиры... »сполненна€ веры любовь к великой матушке-–уси не раз звучит подлинным гимномї.

“а же мысль, что любовь √огол€ к своей родине определ€ла его отрицательное отношение к самодержавно-крепостнической –оссии, лежит в основе стихотворени€ Ќекрасова, посв€щенного √оголю, ЂЅлажен незлобивый поэтї, где она наиболее €рко выражена в стихах:

ќн проповедует любовь ¬раждебным словом отрицань€.

Ќаконец, значительным вкладом √огол€ в мировую литературу €вл€етс€ тот особый юмор, в основе которого лежит высокое чувство гуманности: горький смех сквозь слЄзы.

ќбщественное значение творчества √огол€.

—ложно и противоречиво было творчество √огол€, жившего в то Ђроковое переходное врем€ї, по его собственному выражению, когда Ђпочти у вс€кого ночь и тьма вокругї. Ќо передова€ мысль и его современников, и читателей последующего времени чЄтко выдел€ла в литературном наследии писател€ его великие творени€, произведени€ большого общественного значени€ и революционизирующей направленности.

»м€ √огол€ передовые люди –оссии ставили р€дом с именем великого критика-демократа Ѕелинского. “ак, Ќекрасов в поэме Ђ ому на –уси жить хорошої мечтал о том Ђжеланном врем€чкеї, когда народ будет покупать на базаре книги и портреты Ѕелинского и √огол€ Ч двух Ђзаступников народныхї.

“ворчество √огол€ высоко ценитс€ всем прогрессивным человечеством. ѕо решению ¬семирного —овета ћира столетн€€ годовщина со дн€ смерти √огол€ была отмечена всеми народами земного шара. Ёто €ркое свидетельство того, что всЄ передовое человечество, стрем€сь к объединению своих сил в борьбе против угрозы войны, за прочный мир и подлинную демократию, видит в √оголе своего верного соратника.

ќбновлено:
ќпубликовал(а):

¬нимание!
≈сли ¬ы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
“ем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читател€м.

—пасибо за внимание.

Ќазад
.


–≈√»—“–ј÷»я
  вход

¬ход через VK
забыли пароль?

ѕроверка сочинений
«аказать сочинение














«аказать сочинение
«аказать сочинение
«аказать сочинение
«аказать сочинение

«аказать сочинение
«аказать сочинение
«аказать сочинение