Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




1.1.1. Как меняется настроение лирического героя стихотворения на протяжении текста? 1.1.2. В основе построения стихотворения два образа, соотносящиеся между собой, — кинжал и поэт. Назовите этот композиционный приём и его роль. Марьина 14 вариант (ЕГЭ по литературе)

1.1.1. Настроение лирического героя в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Поэт» на протяжении всего поэтического текста меняется постепенно: сначала оно бодрое и решительное, затем становится спокойным, от спокойного — печальным, после печального — философским и задумчивым, а в конце произведения оно вновь возвращается к бодрому, только на этот раз не без некоторого отчаяния.

Такая переменчивость связана с лежащим в основе стихотворения контрастом, который, в свою очередь, заключён в художественном образе «кинжала». Так, в самом начале произведения, когда кинжал ещё «надёжный, без порока» и с «отделкой золотой», настроение лирического героя смелое, решительное, его оружие ободряет и забавляет его: «Не по одной груди провёл он страшный след/И не одну порвал кольчугу», «Забавы он делил послушнее раба,/Звенел в ответ речам обидным». Затем душу поэта обрамляет спокойствие, что заметно по его повествовательной интонации в четвёртой строфе, а после уже печаль: «Игрушкой золотой он блещет на стене —/Увы, бесславный и безвредный…», «Никто привычною, заботливой рукой/Его не чистит, не ласкает…». В десятом четверостишии герой углубляется в философию («Но скучен нам простой и гордый твой язык,/Нас тешат блёстки и обманы…»), а в последнем отчаянно восклицает: «Проснёшься ль ты опять, осмеянный пророк!», что создаёт такое впечатление, словно поэт потерял веру и надежду в то, что «осмеянный пророк» когда-нибудь проснётся. Таким образом, в своём настроении лирический герой «Поэта» полностью следовал описанным в стихотворении событиям, не оставляя без эмоционального комментария ничего из происходящего.

1.1.2. Композиция стихотворения «Поэт» построена на метафоре. Так, в первых шести четверостишиях

М. Ю. Лермонтов рассказывает нам о длительном путешествии кинжала, который побывал в пользовании у различных людей и, в конце концов, покрылся ржавчиной и стал никому не нужен, а затем сравнивает с этим кинжалом некого поэта, обращаясь к нему со следующими словами: «В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,/Своё утратил назначенье…». Получается, что поэт словно брошенный всеми кинжал. Роль у такой большой метафоры в данном стихотворении всего одна, и она заключается в том, чтобы мы могли лучше понять и прочувствовать положение описанного в тексте поэта и слова автора о нём в целом. Как кинжал променял «богатую резьбу» на убийство людей, так и поэт «На злато променял ту власть, которой свет/Внимал в немом благоговенье», именно через метафору мы и узнаём, что когда-то они оба были кому-то нужны (кинжал — хозяину, поэт — народу), а затем утратили свою силу и значимость. Роль этого композиционного приёма важна и незаменима для всего текста стихотворения.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском