Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Поиск по сайту

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!

Развитие науки в XVIII в. Часть 2 (ЕГЭ по истории)

Добровольцев в эту группу «крепостных от учения» не нашлось, и государственные стипендиаты были назначены силой из учащихся лучшего церковного учебного заведения — Славяно-греко-латинской академии, а также из Александро-Невской и Новгородской семинарий. Выходцы из этих учебных заведений несколько раз пополняли ряды слушателей академических лекций. Кстати, именно так попал в академическую гимназию, а затем в университет и в Академию наук первый русский энциклопедист М. В. Ломоносов.

Тем не менее, университет оставался без студентов. В иные годы в его стенах обучалось не более 20 человек.

Академический университет и гимназия сбивались на задачи практического, профессионального обучения конкретных специалистов и не могли осилить стратегическую задачу постановки общеобразовательной системы. После разделения Академии и академического университета в 1747 г. последнему недостало силы стать настоящим российским университетом. Несмотря на усилия

М. В. Ломоносова в конце 50-начале 60-х годов, академический университет постепенно уходит их системы образования, и после 1765 – 1766 гг. следы его деятельности в документах практически не отражены.

Генеральный проект предусматривал автономию Академии. Пётр I написал «позволяется» на пункт о праве Академии избирать президента, присуждать академические стипендии. Но этих прав она не получила. Президенты не избирались, а назначались вплоть до 1917 года.

Академия наук в Петербурге в отличие от иностранных была не добровольным обществом ученых, а государственным учреждением. Это давало ей твердый, государственный бюджет. Главное, от чего страдала Академия, — это та система бюрократических порядков в стране, в которую она оказалась включенной, от которой зависела. Ученым приходилось тратить время и силы на организацию фейерверков для придворных торжеств, сочинять поздравительные оды царским персонам и их фаворитам.

Как и многие другие начинания XVIII в. в области культуры, создание и деятельность Академии наук производят противоречивое впечатление. Бюрократические порядки, гонения на передовых ученых, небрежение к подготовке ученых из русских людей, оторванность некоторых исследований от насущных нужд России — много можно указать недостатков и даже пороков в организации и деятельности Академии. У некоторых современников явились серьезные сомнения в пользе этого учреждения.

Но как ни тяжело было состояние академических гимназий и университета, всё же из них вышли такие ученые, как С. П. Крашенинников, С. Я. Румовский, И. И. Лепехин и др. Академия руководила научными экспедициями, исследовавшими район Каспийского моря, Сибирь, Дальний Восток, Камчатку.

В Петербургской Академии наук долгие годы работал крупнейший математик XVIII в. гениальный Леонард Эйлер (1707 – 1783 гг.), который приехал в Россию в 1722 г. Здесь он прожил до 1741 г. Затем в течение 25 лет работал для Петербургской Академии наук, публиковал статьи в её научных изданиях, вел переписку по научным проблемам с М. В. Ломоносовым и другими русскими учеными. Только в изданиях Петербургской Академии наук он напечатал свыше 460 работ, среди которых были большие книги. Всего им создано более 800 книг, учебников, статей. Его научные интересы были широки: техника и теория машин, логика, конструкция оптических линз, расчеты движения небесных светил, гидравлические машины, строительство плотин и мостов и многое другое. Роль Эйлера в Истории русской науки и, шире, русской культуры велика.

Отметим еще учебное пособие Эйлера «Полное умозрение строения и вожделения кораблей», сочиненное в пользу учащихся навигации. Оно было переведено на русский язык и снабжено подробными примечаниями учеником Эйлера М. Е. Головиным.

Нельзя отрицать влияние Академии на развитие и распространение научных знаний, уважения к науке, причем не только такой, какая дает немедленно ощутимую практическую пользу. Публичные торжества с речами, хотя и напыщенными, но посвященными науке, публичные лекции и демонстрации опытов, издания Академии — календари, научно-популярные журналы, книги, переводные и оригинальные, — всё это имело большое значение в развитие русской культуры.

Ещё одним научным центром стала Российская академия наук, основанная в 1783 г. Председателем ее Екатерина II назначила Е. Р. Дашкову, не задолго перед тем ставшую директором Петербургской Академии наук. Основание Российской академии отвечало требованиям в «исправлении и обогащении» русского литературного языка, упорядочении его грамматики, норм произношения, стилистики. Первое заседание новой Академии состоялось 21 октября 1783 г.

В состав Российской академии вошли виднейшие писатели того времени — Державин, Фонвизин, Херасков, Капникст и другие, ученые — Болотин, Лепехин, Щербатов, Румовский, Котельников, Десницкий, Озерецковский. Первые ее шаги были направлены к «сочинению» нормативного толкового словаря русского языка. В шести томах «Словаря Российской академии» было объяснено свыше 43 тысяч слов. Одной из главных задач Российской академии было, по мысли её членов, «все иностранные слова, введенные без нужды и которым равносильные Славенские или Российские находятся», исключить.

Если в первой половине XVIII в. в издании научной литературы было заметным преобладание переводных книг, то во второй половине оригинальные книги (на русском, латинском и других языках) количественно начинают преобладать. В 1750 –1799 гг. на 192 оригинальные книги научного содержания издано 172 переводные. Начиная с 60-х годов русские по происхождению ученые принимают все большее участие в оригинальной творческой разработке физико-математических наук.

Во второй половине XVIII века в России появились профессионально-художественные училища (Танцевальная школа в Петербурге, 1738, ныне — Ленинградское училище им. А. Я. Вагановской; Балетная школа при Московском воспитательном доме, 1773, Академия художеств, существовавшая первоначально в структуре Московского университета, основанная в 1757 г.). Она стала первым государственным центром художественного образования в области живописи, ваяния и зодчества. Музыкальные классы Академии художеств сыграли известную роль в развитии в России музыкального образования и воспитания. Также действовали и другие классы: архитектуры; скульптуры; живописи; «перспективы», т. е. пейзажа. При Академии Художеств было открыто училище для мальчиков «всякого звания». Все эти учебные заведения были закрытыми. В них запрещалось обучаться детям крепостных крестьян.

В 1758 году куратором Московского университета, меценат и просветитель граф И. И. Шувалов подарил Академии художеств свою коллекцию книг по искусству и великолепное собрание картин Рембранта, Рубенса, Ван Дека.

К концу XVII в. летописная форма изложения исторического материала изжила себя. Перестало удовлетворять традиционное объяснение исторических событий и явлений божьей волей (провиденциализм). Возникала потребность найти земные причины сложных и не всегда понятных современникам событий, перемен, происшедших в XVII в. и особенно в середине XVIII в. На смену провиденциализму приходит прагматизм, т. е. понимание причинной связи и последовательности исторических событий. Причины тех или иных явлений видятся теперь в характере людей, в столкновении и борьбе различных характеров. Это было качественно новое воззрение. Только порвав с провиденциализмом история могла стать на путь превращения в науку.

История становится наукой в трудах В. Н. Татищева. К занятиям историей Татищев обратился в свои зрелые годы, его общественно-политические взгляды складывались в обстановке петровских реформ.

К сожалению, многие исторические произведения не печатались своевременно и не оказали поэтому того влияния на развитие исторической науки, какое могли бы.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение