Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




«Лишние люди» в произведениях И. С. Тургенева (ЕГЭ по литературе)

И. С. Тургенев — выдающийся писатель 19 века. За долгое время о нем сложилось хорошее впечатление как о писателе «светлом» и «без излома». Он стал одним из немногих, кто получил мировую известность ещё при жизни. Я выбрала эту тему, потому что считаю, что творчество Ивана Сергеевича имеет огромное значение для настоящего поколения. Благодаря ему появились несколько новых понятий, которые получили огромное распространение в русской литературе. Одно из них — «лишний человек». Это понятие зародилось ещё в 19 веке, и затем на протяжении долгого времени «лишние люди» стали появляться на страницах произведений других великих писателей и поэтов.

Пройдя долгий путь развития, эта тема остается актуальной и в наши дни.

Иван Сергеевич Тургенев получил глубокое и разностороннее образование. Его обучение проходило в частных пансионах Москвы. В 1833 году Иван Сергеевич поступил в Московский университет. После переезда семьи в Санкт–Петербург он перешел в Петербургский университет на философский факультет. После его окончания учился за границей.

Критики всегда хорошо отзывались о его творчестве. «Сколько могу судить по тому, что прочел, талант в нём замечательный и обещает большую деятельность в будущем», — писал о нём Н. В. Гоголь, когда Тургенев только начинал опубликовывать свои произведения. И. Бунин отмечал у писателя «изумительное мастерство», а Юлий Айхенвальд назвал Тургенева «патриотом русской природы». Сам же великий писатель о себе говорил мало. Однако многое о нем могут рассказать его гениальные произведения и многочисленные письма.

В конце 19 – начале 20 века творчеству И. С. Тургенева уделяли внимание такие известные критики и литературоведы как Е. А. Соловьёв, Ф. Д. Батюшков, Г. В. Плеханов, К. Д. Бальмонт и др. В Советском Союзе его многократно цитировал В.И.Ленин. В настоящее время литературной деятельности Ивана Сергеевича уделяется много внимания, как в России, так и за рубежом. Именем Великого писателя названы общественные учреждения, музеи и памятники, а также улицы и площади во многих городах России, Белоруссии, Украины и

Латвии. По его произведениям снято множество кинофильмов. Ещё при жизни писателя начали осуществлять постановки его романов и повестей. Из всех его пьес «Месяц в деревне» — самое известное произведение.

Понятие "лишний человек" появилось в 19 веке, после публикации в 1850 году повести И. С. Тургенева "Дневник лишнего человека". Этот термин характеризует человека умного, образованного и одаренного, который не смог найти применение своим силам в жизни, реализовать себя, свои возможности. Эти люди могли стать гениями, но стали, по мнению Герцена «умными ненужностями». «Лишний человек» не может найти применение своим силам в общественной жизни, чувствует душевный разлад и невозможность сделать что-то полезное для общества.

Отрицательная сторона лишних людей связанна с тем, что часто они приносят неприятности не только себе, но и женским персонажам, которые имели несчастье их полюбить. История любви в романе И. С. Тургенева «Дворянское гнездо» очень трагична. Потеряв надежду на счастье с Лаврецким, Лиза уходит в монастырь: «Я… я хочу… — Лиза спрятала свое лицо на груди Марфы Тимофеевны… — Я хочу идти в монастырь, — проговорила она глухо». В течение долгих лет в душе Лаврецкого наступает перелом. «Он утих и — к чему таить правду? – постарел не одним лицом и телом, постарел душою...».

Рудин, герой одноименного романа И. С. Тургенева также относится к числу «лишних людей». Его отличительная черта – расхождение между словом и делом. Дмитрий Рудин — это человек блестящего ума, но выясняется, что он способен только говорить и ничего больше.

Помимо персонажей И. С. Тургенева Лаврецкого и Рудина, к этому понятию можно отнести достаточно много героев русской литературы. Впервые образ «лишнего человека» создает А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин». К типу «лишних людей» также относят Григория Печорина, Илью Обломова, Александра Чацкого. К сожалению, эти персонажи оказались совершенно бесполезными для общества.

В начале романа Дмитрий Николаевич Рудин впервые появляется в доме Ласунской. Каждый из присутствующих по–своему проявил интерес к герою. Рудин — гениальная натура! — так отзывается о нем Басистов. Человек более благоразумный вносит уточнение к словам учителя: « Гениальность в нем, пожалуй, есть, а натура… В том-то вся его беда, что натуры-то, собственно, в нем нет…». «Натура», «твердость воли» — вот что не хватает Рудину. Эти качества Тургенев нашел у молодой девушке Лизы Калитиной в романе «Дворянское гнездо». Толстой отмечал, что Иван Сергеевич написал удивительные портреты женщин. Одной из них была Лиза. Эта девушка очень религиозная личность. Лаврецкий хоть и не разделяет её религиозных убеждений, но относится к ним с уважением.

Лаврецкий отличается от Рудина, но всё же входит в круг «лишних людей». Он мечтает о полезной деятельности, хочет «пахать землю», но он не находит применения своим силам.

Для чего же Рудин был нужен России? По мнению Г. Бялого для того, чтобы его речь «будила потребность в новой жизни». Тургенев, для того чтобы показать то, что его герой может быть самоотверженным включил в роман эпилог, в котором Дмитрий Рудин погибает на Парижских баррикадах во время революции 1848 года.

Можно сделать вывод о том, что начало 19 века — это время зарождения образа «лишнего человека» в русской литературе. Эти персонажи всегда находятся вне общества и противостоят ему. Они объединены тем, что их высокие таланты оказались лишними для других людей. В какой–то степени по причине собственной слабости, отчасти по вине общества. Эти литературные персонажи одиноки и несчастливы, чувствуют душевный разлад, внутреннее противоречие. Стало быть, образ «лишнего человека» нужно понимать как персонажа ищущего и не находящего своего места в обществе, в котором он живёт.

И. С. Тургенев обладал большим мастерством в изображении природы, человеческих чувств и русского народа. В его произведениях звучат ноты печальные и радостные, трагические и счастливые. В тургеневском романе сливаются вместе и горькие размышления о жизни, и светлые воспоминания детства, и надежды юности, и вера в будущность, в правду, в добро. Великий писатель и поэт вошел в литературу как мастер слова, в совершенстве владеющий русским языком.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.