Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Лишние люди в литературе 19 века и новый герой Тургенева (ЕГЭ по литературе)

Первое упоминание о лишнем человеке появилось в произведении «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, позже А. И. Герцен попытался зафиксировать это в определении: лишний человек — литературный тип, для которого характерны конфликт с обществом, невозможность реализовать свои силы и что-либо изменить. Лишний человек отражает конфликт с обществом, с которым вынужден сосуществовать в одно время, со взглядами, противоречащими современному укладу. Такие люди зачастую относятся к дворянскому сословию, но не разделяют мировоззрение аристократии, они видят и понимают пороки общества, желают общественных и государственных перемен, но ограничиваются лишь разговорами и ведут светскую праздную жизнь.

Роман «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова был написан в 30-х годах 19 века.

Главное фигурой и лишним человеком является Григорий Александрович Печорин. Он умный, сообразительный, властный, смелый и храбрый человек, но эти сильные качества перевешивают его лень, хладнокровие, самолюбие, материализм и полное равнодушие к всему нравственному. Ему ничего не интересно, надоело учиться и играть, жизнь не приносит ему удовольствия, по мнению окружающих, он странный человек: «...Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен...». Печорин не смог найти своё место в жизни, не направил свой талант в положительное русло, а лишь скучал и приносил несчастье другим людям-Ольге и Мери, Белле и Грушницкому.

Впервые словосочетание «лишний человек» употребил А. С. Пушкин в своём романе в стихах, окрестив так своего героя. Евгений молодой дворянин, следует моде, является наследником внушительного состояния. Также, как и Печорин он охладел к жизни, страдал от хандры, которая всюду его преследовала: «...русская хандра им овладела понемногу...», ничем не увлекался и прожигал свою жизнь. Был непонятен для своих современников: «...Неподражательная странность...». Такой же образ можно найти в комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова в лице Чацкого.

Но в 60-х годах 19 века появляется ещё один персонаж, которого можно отнести к нашему литературному типу-Евгений Базаров, но герой немного отличается от остальных представителей нашего типа: он много работает, проводит эксперименты, постоянно учится, не богат и не ведёт светскую жизнь. Действие романа совпадает с разделением общества на сторонников либеральных реформ и демократически настроенных революционеров. Наш герой является представителем нестандартного, но популярного направления среди современной ему молодежи-он нигилист, человек, который отрицает искусство, красоту, авторитеты и любое проявление чувств, чтит науку: «...Важно то, что дважды два четыре, а остальное все пустяки..."», материальное и физическое возносит выше ментального: «Нет, не всё равно. Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип. — говорит об этом Аркадий, считавший себя учеником Евгения. Веру Базарова автор проносит через испытания: любовь к Анне Одинцовой, смерть». Проходя каждое из них, принципы и устои, которым был верен наш герой всю жизнь, всё больше ломались о действительность. Базаров не смог бы найти своё место в жизни, поэтому автор находит единственный выход — смерть. Лишь перед самой гибелью он понимает, что большинство убеждений были ложные. Нигилист признаётся в любви к родителям: «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнём не сыскать…», на смертном одре говорит поэзией, которую презирал: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет...». Даже в причине смерти чувствуется грустная ирония: человек, свято веривший в медицину, погибает он неосторожного пореза.

Одиночество и непонятность-главные черты «лишних людей» в литературе. Они могли бы изменить мир и повести за собой людей, но хладнокровие и безразличность к жизни мешают на пути к реформаторству, лишь некоторые из них под конец жизни понимают, как мало они сделали и как много было упущено возможностей.

Можно найти множество примеров в русской литературе, когда персонаж находится «не в своей тарелке» и вынужден всю жизнь бродить в поисках истины или трагически погибнуть, что освободится от оков сложившегося общества.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.