Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Смысл открытого финала по комедии Ревизор (Гоголь Н. В.)

Н.В.Гоголь – выдающийся русский писатель – в пьесе «Ревизор» оставляет финал открытым, тем самым предоставляя читателям (зрителям) возможность не только продумать последующую судьбу персонажей, но и разглядеть в героях, застывших в характеризующих их позах, самих себя с индивидуальными для каждого пороками.

Последнее явление комедии уже в своём начале содержит авторскую попытку вывести главную идею «Ревизора» - высмеивание людских недостатков на примере чиновничества – за пределы произведения. Появление безликого жандарма, символа неминуемости наказания, становится сюрпризом для внимательного читателя (зрителя): в списке действующих лиц этот персонаж заявлен не был. Так, Н.В.Гоголь вводит героя, заявляющего о скором суде, в рамках пьесы – приезде настоящего ревизора, не только персонажам комедии, но и читателям (зрителям).

В ремарке автор сравнивает это известие с могущественным природным явлением: «произнесённые слова поражают как громом всех». Создаётся впечатление божественной природы наказания.

Той же идеей руководствовался Гоголь, выбирая в качестве эпиграфа для произведения народную пословицу: «на зеркало неча пенять, коли рожа крива». Таким образом, автор призывает осуждать не героев пьесы, всего лишь плодов его наблюдений, а тех, кто стал прообразом для чиновников уездного города «Ревизора» - простых людей.

Немая сцена продумана Н.В.Гоголем как галерея персонажей – выставка пороков. Неестественные и комичные позы героев выражают общее настроение собравшихся людей – ужас перед грядущим судом.

Городничий, представленный автором в первой ремарке пьесы как «очень неглупый по-своему человек, хотя и взяточник» замирает «в виде столба с распростёртыми руками и закинутой назад головою». Главный мошенник города как будто вопрошает у бога, почему именно он оказался в самом невыгодном положении: увидел в «пустышке» Хлестакове не только ревизора, но и удачную партию для своей дочери. Драматург насмехается над героем, лицемерно ожидающим равной для себя участи, хотя ранее претендовал на бОльшие привилегии. Доказательством тому становится описание автором и относящегося к семейству городничего выражения лица трёх дам («самое сатирическое»), и «едкого намёка» Коробкина. Может ли Антон Антонович, глава семейства, постоять за свою жену и дочь, чьё отмеченное автором «устремление движением всего тела» в последнем эпизоде можно истолковать как просьбу о защите?

С иронией Гоголь описывает позу провинциальных кокеток: дамы сами себе противоречат, обращаясь к простому по их понятиям человеку, когда недавно они смотрели на окружающих свысока («ведь не всякой же мелюзге оказывать покровительство»).

Остальные позы персонажей в последнем эпизоде также являются приёмом создания автором образов героев, также вызывают «горький смех»: чрезмерно любопытный почтмейстер в форме вопросительного знака, «потерявшийся самым невинным образом» трусливый Лука Лукич, толстый человек и тонкий плут Земляника, прислушивающийся, чтоб позднее удачно извернуться, подчеркивающий значимость своих мыслей выразительной позой Ляпкин-Тяпкин, почти во всём созвучные Бобчинский и Добчинский, выпучившие глаза, разинувшие рты и кинувшиеся друг к другу в объятия.

Так через позы Гоголь, отказываясь от реплик для персонажей, раскрывает суть каждого героя, высмеивает его. Длительность же немой сцены (1, 5 минуты) позволяет зрителю обратить внимание на схожесть того или иного образа со сцены с собою, предположить дальнейшую судьбу этого типа человека и познать простую истину: каждый поступок требует ответа.

Обновлено:

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.