Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Самоубийство Катерины — сила или слабость? «Гроза» (Островский А. Н.)

Идея пьесы «Гроза» зародилась у А. Н. Островского в 1859 году, в процессе этнографической экспедиции по Волге. Город Калинов является собирательным образом таких малых городов, как Торжок, Кострома, Тверь и другие. ««Грозу» не Островский написал… «Грозу» Волга написала», — справедливо заметил известный русский переводчик и публицист С. А. Юрьев. Долгое время существовала версия, что за основу «Грозы» взята история Александры Клыковой, девятнадцатилетней девушки из Костромы, чье тело было найдено в Волге. Действительно, ее история имеет схожие черты с судьбой Катерины: обе девушки страдали от грубого отношения свекрови и нашли утешение в любовной связи «на стороне».

Затем, не выдержав давления, и Катерина, и Александра сводят счеты с жизнью. Однако позднее историками было доказано, что случай Александры Клыковой произошел после того, как Островский отдал пьесу в печать. Наиболее реальным прототипом Катерины можно считать Л. П. Косицкую, возлюбленную автора «Грозы». У Островского, как и у Косицкой, была своя семья, именно это обстоятельство помешало дальнейшему развитию отношений драматурга и актрисы. Косицкая, как и Катерина, жила в Поволжье, но в 16 лет ушла из дома. Более того, биографы «Колумба Замоскворечья» утверждают, что сон Катерины есть ни что иное, как сон Любови Косицкой, записанный Островским. Премьера пьесы «гроза» состоялась 16 ноября 1859 года на сцене Малого театра.

В пьесе описывается история Катерины Кабановой, жительницы вымышленного провинциального города Калинова. Чувствительная и романтичная по своей натуре, она живёт в жестоких реалиях купечества. Главой семьи здесь является Кабаниха — властная и необразованная женщина, которой подчиняются все жители дома. Тихон, её сын, будучи слабовольным и бесхарактерным, во всем соглашается с матерью.

Значительный вклад в развитие сюжета пьесы превозносит ещё одна героиня — Варвара, сестра Тихона. Она приспособилась к «тёмному царству», её способ выжить в нём — ложь. Варвара не является чувствительной натурой, не находит утешение в религии, как это делает Катерина. Ей комфортно жить в этом мире с жестокими обычаями, потому что она приспособилась к нему и научилась в нем выживать. В момент развязки действия именно Варвара преподносит ей ключи от калитки, которыми Катерина должна воспользоваться, чтобы встретиться с Борисом. Когда главная героиня остается одна, она начинает жалеть о своем решении встретиться с ним:

Но затем Катерина вдруг осознаёт, что шанс встретиться с любимым человеком может больше никогда не представиться, и она «смиряется» со своим грехом Пока муж находится в отъезде, Катерина по ночам ходит на свидания с Борисом. По своему приезду, Тихон узнает об измене жены, и он готов простить ее, но Кабаниха считает иначе. Она презирает Катерину, оскорбляет ее, заставляет сына издеваться над женой. Катерина, не выдерживая мук совести и издевательств свекрови, бросается в Волгу и на этом ее жизнь трагически обрывается.

Самоубийство Катерины является темой для многочисленных дискуссий. Н. А. Добролюбов в своей статье «Луч света в тёмном царстве» утверждает, что самоубийство Катерины было неким протестом против всего «тёмного царства» («Без сомнения, лучше бы было, если б возможно было Катерине избавиться другим образом от своих мучителей или ежели бы эти мучители могли измениться и примирить её с собою и с жизнью. Но ни то, ни другое — не в порядке вещей») По его мнению, Катерина не может ни смириться с жестокими обычиями, ни сбежать с Борисом, так как он является материально зависимым от своего дяди — Дикого.

Дело в том, что Н. А. Добролюбов являлся революционером-демократом, и в период революционной ситуации в стране искал некие предзнаменовения того, что народным массам необходима смена государственного строя и значительных социальных преобразований. В своей статье Добролюбов стремился доказать, что лучше умереть, чем жить в «темном царстве».

Другой известный литературный критик, Д. И. Писарев, в своей статье «Мотивы русской драмы» выдвигает кардинально противоположную точку зрения: «Во всех поступках и ощущениях Катерины заметна прежде всего резкая несоразмерность между причинами и следствиями. Она совершает много глупостей, бросается в воду и делает таким образом последнюю и величайшую нелепость». Он считает, что Катерина то и дело кидается из крайности в крайность, противоречит сама себе. Писарев утверждает, что Добролюбов «ошибся в оценке одного женского характера» и противоречит рассуждениям революционера-демократа, рассуждая, что Катерина разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством — самоубийством и что тот, кто не может разрешить конфликт между близкими никаким иным образом, кроме самоубийства, не может считаться «лучом света в тёмном царстве». Причиной такого значимого расхождения в оценке одного женского характера могла послужить иная эпоха. Статья Писарева была выпущена на 4 года позже статьи Добролюбова, когда революционная волна в стране резко спала. Критика Писарева опирается на социологические факты, упуская из вида эмоциональные переживания главной героини. С его точки зрения, самоубийство Катерины — слабость.

Я не могу однозначно согласиться с мнением какого-либо из критиков. На мой взгляд, более верную позицию выдвигает Добролюбов. Я считаю, что Катерина является поистине светлой, «созидающей, идеальной, любящей натурой». Я предполагаю, что «постоянные внутренние противоречия», о которых Писарев говорит в своей статье, вызваны её высокой чувствительностью. Она осознаёт свою вину перед мужем и, будучи религиозным человеком, понимает греховность своих действий. Она оказывается заложницей «тёмного царства», его жестоких традиций. Но самоубийство Катерины, на мой взгляд, не было неким актом «протеста». Она совершила это от отчаяния, не видя другого выхода из сложившейся ситуации. На это можно возразить, однако, ведь она могла смириться с побоями от Тихона и бесконечными упрёками свекрови. Но её свободолюбивая натура, не терпящая напрасных оскорблений, не смогла бы долго этого терпеть. Писарев в своей статье подходит к образу Катерины без эмоциональной составляющей, считая её самоубийство слабостью. С этим утверждением нельзя согласиться, так как для такого поступка нужна решительность.

Заканчивая своё сочинение-рассуждение, я хочу подчеркнуть, что нельзя однозначно назвать поступок Катерины проявлением силы или слабости, ведь принятие той или иной позиции означало бы либо согласие с тем, что её самоубийство было своего рода «протестом», либо отрицание всех положительных качеств Катерины.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.