Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Проблема понимания народного счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо» (Некрасов Н. А.)

Ранние годы великого русского поэта и публициста Николая Алексеевича Некрасова оказали прямое влияние на его творчество. Будучи ещё ребёнком, он становился свидетелем негативных сторон жизни крестьян. Неспособность уплатить налоги и многое другое становились поводами для уничижения крестьян со стороны высших сословий. Наблюдая за этим, юный Некрасов задумывался о проблемах всей России и способах их решения. Тема всенародного счастья отразилась в ряде последующих произведений автора.

Поэма "Кому на Руси жить хорошо" является наглядным подтверждением.

Она иллюстрирует эпоху отмены крепостного права. Казалось бы, освобождение от зависимости вселит надежду в сознания крестьян, поможет им раскрыться и обрести счастье. На деле же события разворачиваются иным образом. Автор подчёркивает, что обстановка накалилась, а прекращение крепостнического гнёта оставило страну на распутье. "Порвалась цепь великая, порвалась, расскочилася — одним концом по барину, другим по мужику!.." — эти строки говорят о том, что разрушение привычного строя отрицательно сказалось на всём населении, а не только на "жертвах". Хозяйство начало постепенно приходить в упадок, селения ветшать, а их жители - нищать ещё больше. Атмосфера некой затхлости передаётся путём "говорящих" названий: "...уезда Терпигорева, Пустопорожней волости,... деревень Заплатова, Дырявина, Разутова...".

Жизнь теперь уже свободных граждан весьма однообразна и нелегка. Её сопровождают всяческие лишения, заботы, эффект которых крестьяне научились смягчать посредством ярмарок, шумных гуляний и небольших представлений:" Комедию с Петрушкою, с козою с барабанщицей и не с простой шарманкою, а с настоящей музыкой...".

Пути к счастью ищут все герои поэмы. По мере того как продвигается сюжет и появляются новые персонажи, читатель формирует картину целостного представления счастья у всего народа, выбирая её фрагменты из реплик действующих лиц. К примеру, счастье попа заключается в покое, богатстве и чести. Однако, с приходом нового порядка, с наступлением церковного раскола, оно оказалось недостижимым.

На вопрос о женском счастье автор отвечает, раскрывая образ Матрёны Тимофеевны. Она родилась в дружной семье, была обласкана всеми, но вышла замуж не по любви. С этого момента и началась вереница горестей, которые женщина храбро перенесла. Нетрудно догадаться, почему семейное счастье в союзе с любимым мужем для неё первостепенно.

Один из героев, появляющийся в повествовании ближе к финалу, — Гриша Добросклонов — являет собой народного заступника, ставящего всеобщее процветание во главу угла. Бедственное положение вкупе с безрадостным детством породили в нём революционные мысли. Он посвящает себя служению народу с малых лет, всё больше убеждаясь, что счастье "убогого и тёмного родного уголка" — его личное счастье. Добросклонову явственно видны предстоящие испытания, однако путь к благоденствию всего народа не закрыт. Воодушевляя людей своими песнями, Гриша не только даёт некую отдушину, но и вселяет надежду в умы других. Его заключительная песня доказывает, что общая масса людей ("рать неисчислимая") способна достигнуть счастья с помощью своей духовной силы.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.