Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Русское дворянство в романе «Отцы и дети» (Тургенев И. С.)


Дворянство — это сословие, к которому принадлежал сам Иван Сергеевич Тургенев. Его отец происходил из старинного дворянского рода, а мать из богатой помещичьей семьи. Тургенев проживал в родительском имении Спасском-Лутовинове и поэтому мог наблюдать за отношением своих родителей к крестьянам. Крестьян в его доме могли наказать даже за маленькую оплошность. Именно это и повлекло за собой нелюбовь писателя к крепостничеству и дворянам.


Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Но именно эта нелюбовь привела Тургенева к созданию важного как для него самого, так и для всей литературы романа "Отцы и дети".

В "Отцах и детях" писатель изобразил противостояние между приверженцами разных общественно-политических взглядов: либеральных и революционных. Тургенев выбрал именно эту тему для своего романа потому, что чувствовал свою причастность к этому конфликту. Как представитель своей эпохи, Иван Сергеевич пытался найти корни данного столкновения взглядов и выразил свои мысли через роман "Отцы и дети". В нём он попытался объективно отразить достоинства и недостатки обеих противостоявших друг другу сторон, и при этом сам Тургенев, осознавая несостоятельность и тех, и других, не пытается идеализировать какую-либо из сторон.

Первым представителем дворянства, которого мы видим в романе, является Николай Петрович Кирсанов. Он — добродушный романтик и скромный человек. Николай Кирсанов любит поэзию, музыку, часто любуется природой. Ему нравится спокойная жизнь в деревне, он не стремится к глобальным переменам, что подчёркивает его "отсталость" от более молодых людей. Но именно к нему Тургенев относится с какой-то сердечной теплотой, этот персонаж близок автору. Иван Сергеевич описывает Николая как человека чувствительного, мягкого и даже сентиментального: "...У него...<...> навертывались слезы, беспричинные слезы...". Хотя Николай Петрович и пытается идти в ногу со временем для того, чтобы быть ближе к сыну, но всё-таки он не является прогрессивным человеком, он живёт по старым традициям и уже давно сложившимся устоям. В описаниях автора чувствуется грусть от признания того факта, что век Николая Кирсанова уже прошёл.

Почти полной противоположностью Николая Кирсанова является его брат, Павел Кирсанов. Их разность заключается в характерах, манерах одеваться, поведении. Павел, в отличие от своего брата, является знойным красавцем, страстным холостяком и умным джентльменом с аристократическими манерами. Он очень самоуверен, вспыльчив и не любит подчиняться. Вместе с тем он может проявлять и холодность по отношению к другим людям: "...«Так тебя холодом и обдаст», — жаловалась Фенечка Дуняше...". Несмотря на все его достоинства, Тургенев назвал Павла "мертвецом", потому что из-за несостоявшейся большой любви мужчина стал глубоко несчастным человеком: "...но жить ему тяжело... тяжелей, чем он сам подозревает...".

Нельзя не заметить ещё одного основного представителя русского дворянства в романе Тургенева. Аркадий Кирсанов, сын Николая Кирсанова, пытается показать всем, что он, как и Базаров, является нигилистом. Он "чуть не молится" на своего "учителя". Несмотря на это, Аркадий не является глупым человеком. Совершенно очевидно, что он просто попал под влияние своего старшего товарища. Молодой человек очень похож на своего отца по характеру: он скромный, мягкий и невинный юноша. В душе он глубоко проникнут красотой музыки и природы: "...Какой зато здесь воздух! Как славно пахнет!..". Но из-за попыток подражания Базарову, Аркадий активно пытается скрыть свои настоящие чувства и мысли. В конце концов молодой человек освобождается от влияния Базарова, прекращает провозглашать себя нигилистом и женится на молодой девушке, которую он искренне полюбил.

Объединяет семейство Кирсановых одно — старые взгляды на жизнь. Павел Кирсанов и сам признаёт себя человеком "старого века": "...Мы, люди старого века, мы полагаем, что без принсипов<...> принятых, как ты говоришь, на веру, шагу ступить, дохнуть нельзя...". Отношение самого Тургенева к Кирсановым несколько противоречиво. С одной стороны, он осознаёт их отсталость от жизни, а с другой — признаёт их как образованных и неглупых людей, как личностей с развитой культурой.

В своём произведении Тургенев сравнивает дворянство с новым общественным типом, ярким представителем которого является Евгений Базаров. Этот контраст позволяет более ярко показать проблемы русского дворянства того времени.

Базаров — умный, незаурядный человек, яркий представитель нигилизма. Он отрицает природу, искусство, человеческие чувства и ставит под сомнение все авторитеты. Своей прямотой, острым умом и небрежностью он отпугивает от себя окружающих людей. Он, как и Павел Кирсанов, чрезмерно самолюбив, горд и холоден. Несмотря на схожесть, эти два человека вступают в борьбу между собой, в которой каждый пытается отстоять свой взгляд на мир, свои принципы. Базаров открыто презирает дворянство, хотя сам является самым настоящим дворянином по линии матери.

Несмотря на отрицательные качества Базарова, ему стоит отдать дань уважения, потому что Евгений — сильная личность. Как во многих молодых людях, в нём присутствует свежий ум и критичность мышления. Именно это отличает его от Кирсановых. Ум Базарова не подкупен, и герой сам решает, каких ценностей он будет придерживаться в своей жизни.

Таким образом, именно такие люди, как Базаров, могли бы "сломать" старую жизнь. Но и сам Тургенев считает, что есть человеческие ценности, которые должны оставаться нетронутыми, и в этом он поддерживает "отцов", потому что именно они, как никто другой, понимают это. И хотя главный недостаток русского дворянства того времени заключается в том, что дворяне не могут оторваться от старого и начать что-то новое, молодые люди со своими революционными идеями тоже не могут, разрушив всё старое, начать совершенно с нуля. Иван Тургенев не даёт чёткого ответа на вопрос, какая из противоборствующих сторон, по его мнению, является наиболее разумной и подходящей для страны, но он даёт возможность читателям самим об этом подумать, и это здорово, потому что настоящей литературе нужен настоящий читатель, который сам может искать ответы на волнующие его ум вопросы.



Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id72703




Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2020 «Критическая Литература»

Обновлено: 20:12:38
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение