Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Лирические отступления в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» (ЕГЭ по литературе)

«Мертвые души» — великое произведение одного из крупнейших представителей русской литературы Николая Васильевича Гоголя. Несмотря не соответствие по форме, автор всё же отнёс своё творение к жанру поэмы. А главной причиной этого стало большое количество лирических отступлений, разбросанных по всему произведению. Какова их роль?

Во-первых, в своих лирических отступлениях Н. В. Гоголь размышляет о России и русском народе. Например, в пятой главе автор хвалит «живой и бойкий русский ум». Речи рассказчика наполнены истинной любовью к своему народу.

Он восхищается, насколько колким может быть русское слово и насколько точным может быть ответ россиянина. Н. В. Гоголь рассуждает и о тяжелой судьбе крепостных крестьян, делая это через мысли главного персонажа поэмы Чичикова, когда тот читает список купленных у Собакевича «мёртвых душ».

Также автор размышляет о теме искусства и о том, как правильно стоит его воспринимать. Он вводит образы двух авторов: романтика и реалиста. Первый пишет высоко и красиво о вещах, отдаленных от реального мира. Второй же, с кем себя характеризует сам Н. В. Гоголь, пишет правдиво и без прикрас, что отталкивает от него читателей. И всё же автор делает вывод: лучше писать о простом, но необходимом, нежели писать о пошлом и нереальном.

И, пожалуй, самым главным лирическим отступлением поэмы является отступление в последней, одиннадцатой главе, в которой появляется образ «птицы-тройки», являющейся символом России. Этот фрагмент отличается авторским патриотизмом, который невозможно не заметить. Н. В. Гоголь пишет о том, как эта тройка бежит так быстро, что «летит мимо все», и расступаются перед ней все государства, уступая дорогу. В финальной главе автор высказывает свои надежды на то, что когда-нибудь Россия избавиться от всех безжалостных и низких помещиков и чиновников, тормозящих развитие страны, и восторжествует порядок, взаимопонимание и свобода. Образ «расторопного мужика», который «снарядил и собрал» тройку демонстрирует убеждение Н. В. Гоголя в том, что страну вперед ведёт именно обыкновенный крестьянин, а не «мёртвые души», которые представлены в поэме высокопоставленными лицами и бездарными дворянами.

Таким образом, лирические отступления в поэме Н. В. Гоголя несут огромную смысловую нагрузку. Размышления автора о России, народе, творчестве играют значительную роль в понимании содержания всего произведения.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.