Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Над какими вопросами задумывается герой Ф. М. Достоевского? (ЕГЭ по литературе)

М. Достоевский — писатель философ. Наряду с Пушкиным и Тургеневым его произведения читаются и перечитываются вот уже несколько поколений. Публика ценит его творчество за способность писателя проникнуть в самую глубь человеческой души, добраться до сути и рассказать об этом в книге. Герои его романов могут быть и величественным и ничтожным, но какими бы разными они не были, Достоевский видит их душу и полностью обнаженной представляет её читателю.

Произведения Достоевского почти всегда ставят неоднозначные вопросы, на которые главные герои ищут ответы. Один из таких персонажей — Родион Раскольников представлен в романе "Преступление и наказание".

Перелистывая страницы этой книги, читатель наблюдает постепенное превращение молодого человека, стремящегося к правде, в преступника, переступившего моральный закон. Все произведение можно условно разделить на две параллели: мир размышлений, главного героя, решившегося пойти на преступление, и реальность, которая его на это преступление подталкивает. Раскольников — молодой студент, порабощенный нищетой. Именно нищета наталкивает его на мысль о справедливости. Разделяя людей на "низших тварей" и "вершителей цивилизации", Раскольников относит себя ко вторым, и чтобы доказать это решается изменить судьбы сотни людей убийством одного человека. Его выбор падает на старуху-процентщицу. "Злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая завтра же сама умрет", её жизнь, ничего не значащая, портит судьбы "молодых свежих сил", которые можно спасти " от нищеты, от разложения, от разврата, о гибели, и все это на её деньги". Так ли это? Может ли одно убийство оправдать тысячи спасённых душ? Сможет ли молодой студент вынести муки совести и узнать, кто он, "тварь дрожащая или права имеет"? На протяжении всего романа Раскольников пытается ответить на эти вопросы. Наблюдая истории нескольких людей, он делает неожиданные выводы. Вначале судьба сводит Раскольникова с Мармеладовым, пьяницей, потерявшим не только свою честь, но достоинство своей дочери. На страницах романа появляется Соня. Она тоже переступает закон. Судьба роняет её в грязь и разврат, однако девушка не теряет свою нравственность и чистоту. Этот факт поражает Раскольникова, мысль о необходимости жертвы во благо другим закрепляется однозначно и главный герой совершает убийство. Но теория ложна, поступок Раскольникова влечет еще больше проблем. Ожидаемо, смерть старухи мало кого огорчает, но не остается незамеченной. В попытках сокрыть своё деяние, главный герой становится буквально помешанный на подозрениях окружающих. Раскольников не выдерживает давления, он не смог "перешагнуть через два трупа" и теперь омерзителен себе. Его жизнь становится похожа на казнь, а поступок сравним со смертью "я не старуху убил. Я себя убил". Раскольников и впрямь меняет судьбы, однако, не только чужие. Его сестра хоть и не продает свою жизнь, но проживает её с надеждой на лучшее. Соня, не утратившая гуманности и обладавшая бесконечным сочувствием, заставляет преступника принять наказание и разделяет горе возлюбленного, отправляясь за ним в Сибирь. Раскольников принимает неизбежное наказание, но не раскаивается. Будучи уже заключенным он понимает, что "не мог разрешить себе этот шаг", признаёт свои ошибки и находит ответы на свои вопросы, обретая внутреннюю гармонию.

В произведении по вопрос ставятся многие нравственные и не очень понятия, определения на которые никогда не будут однозначны. Главный герой совершает ошибки, но именно пережив их, он понимает гораздо больше. Раскольников познает чистоту, гуманность человеческой души, стремление к справедливости, которые не смогли убить ложь и пороки.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.