Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




«Единственная сила, способная умерять индивидуальный эгоизм, — это сила группы» (Эмиль Дюркгейм) (ЕГЭ обществознание)

Французский классик социологии 18-20 века Эмиль Дюркгейм, как и многие другие социологи, пытался найти ответ на вопрос: как общество влияет на его индивидов. В своей работе «Метод социологии» Дюркгейм высказывают основную суть своей концепции: «Единственная сила, способная умерять индивидуальный эгоизм, — это сила группы». В своем высказывании он стремится показать значимость общества для человека. Общество, по его мнению, способно направлять и изменять деятельность и мысли людей. Таким образом, он положил начало социальному реализму, в котором основной идеей является примат общества над индивидом.

Известно много случаев когда под давлением людей человек изменял свои принципы, следовал общественному мнению, именно эти случаи и объясняет в своем высказывании Дюркгейм. Особенно его теория заметна в современном обществе с высоким развитием информационных технологий.

Для того, чтобы разобраться и понять глубокий смысл высказывания Дюркгейма нам нужно ответить на следующие вопросы: Каким образом данное высказывание соотносится с его концепцией? Какие социологи ему противоречат? Как проявляется данный механизм в современном обществе?

Но для начала нужно понять, какой смысл вкладывает Дюркгейм в понятие эгоизм.

Эгоизм чаще всего трактуется, как склонность человека к корыстным целям и поведению, выгодным только ему. Но тогда любое удовлетворение потребностей можно трактовать как эгоизм. Когда Дюркгейм писал свой афоризм, то скорее всего он имел ввиду, что общество может изменять потребности человека и «переделывать» их в потребности общества. То есть в данном случае корыстность индивида подавляется обществом и его поведение направляется во благо всего общества.

Дюркгейм, несмотря на то, идею «позитивизма» взял из теории Конта, является полноправным основателем социального реализма. Он говорит о том, что общество есть реальность, отличная и даже независимая от реальности составляющих его индивидов. То есть общество является самостоятельной социальной реальностью, в нём существую объективные закономерности, не зависящие от людей. Общество, социальные группы, являются большей единицей по сравнению с индивидом, а следовательно, могут детерминировать его поведение, о чем и говорит Дюркгейм в своем высказывании.

В работе Дюркгейма «Самоубийство» на примере аномического самоубийства лучше всего прослеживается идея социального реализма. Идея в том, что общество сподвигает человека на это, а не он сам решается совершить самоубийство. При чем, Дюркгейм приводит статистику, в которой выясняется, что число аномических самоубийств возрастает не только, когда происходят негативные изменения в обществе, а при любых изменениях.

Значит, общество так или иначе детерминирует поведение людей в независимости от их желаний, что и является главной идей Дюркгейма.

Ярым антагонистом Дюркгейма считается Макс Вебер-представитель социального номинализма , основатель «понимающей социологии». В отличие от Дюркгейма, у которого элементарной частицей социологии являлся социальный факт, который нужна рассматривать, как вещь, у Вебера элементарной частицей является социальное действие, которое зависит от субъективного поведения и восприятия индивида. Общество строится на основе взаимосвязей людей, возникающих при социальных действиях, поэтому общество не может являться самостоятельной реальностью и напрямую зависит от входящих в него индивидов.

«Понимающая социология» помогает объяснить, почему в одних и тех же ситуациях человек поступает по-разному. Например, во время войны одна часть захваченного населения откажется сдаваться в руки врагам и погибнет, другая станет заложниками, а третья вообще встанет на сторону врага.

Социология Вебера помогает ответить те вопросы, на который социология Дюркгейма ответила бы с трудом. В данном случае получается, что общество состоит из суммы составляющих его индивидов, что абсолютно противоречит Дюркгейму. Но тогда и «понимающая социология» может дать ответ не на все.

Существуют современные концепции, в которых напрямую не говорится об идеях социального реализма, но эти идеи точно прослеживаются. Одной из таких теорий является теория толпы, разработанная Гюставом Лебоном и описанная в книге «Психология народов и масс». В ней описывается, что человек в толпе ведет себя не как в обычной жизни, он поддается ее влиянию и может совершать поступки, ему не свойственные. Лебон так же пишет, что интеллект толпы меньше, чем интеллект составляющих её индивидов

Например, во время Великой Французской революции многие люди, которые никогда не решились бы на восстание, встали и пошли вместе со всеми. Многие не хотели убивать и возможно считали это бесчеловечным, но в толпе они делали это, даже не задумываясь.

Получается, что в данном случае толпа не сводима к сумме составляющих ее индивидов, эгоизм каждого индивида исчезает, превращаясь в цели толпы, что так же является идеей социального реализма. Социология Вебера здесь не подошла бы: так, несмотря на то, что общество составляют разные индивиды, они подчиняются одному механизму и действую одинаково.

Таким образом, мы можем сказать, что высказывание Дюркгейма можно оценивать с позиции двух совершенно разных концепций: социального реализма и номинализма. Тогда при социальном реализме оно будет абсолютно верным, а с другой позиции наглой ложью. Лично я считаю себя больше приверженцем социального реализма, так как в нем присутствует точность и обоснованность, но в ситуациях, когда социальный реализм не работает, конечно же, приходится обращаться к социологии Вебера. В современном обществе эти две концепции постоянно пересекаются и нельзя сказать, какая именно из них будет являться основной.

Обновлено:

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.