Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Тема любви в цикле «Тёмные аллеи» (Бунин И. А.)

Тема любви в литературе является одной из ведущих на протяжении многих веков. Эта тема волнует умы и сердца и литераторов и читателей, заставляя первых искать объяснения той таинственной страсти, которая зачастую толкает человека на поступки, которым нет объяснения, кроме одного – «он/она сделал/а это от любви». А читатели, знакомясь с литературным произведением на любовную тему, ищут и узнают в чувствах и поступках персонажей себя. И как многообразны человеческие души, так и многообразны проявления любви. Пожалуй, это вечная тема.

Если обратиться непосредственно к циклу рассказов «Темные аллеи», созданному И.

А. Буниным в период с 1937 по 1953, то мы увидим, что основной темой сборника является любовь. Но далеко не всегда эта чистое, светлое чувство.

Рассматривать сборник «Темные аллеи» целиком достаточно сложно – это тема для отдельного большого исследования. Мы же обратимся к нескольким наиболее известным рассказам из данного цикла.

Рассказы или, как их правильнее называть, новеллы, включенные в «Темные аллеи», достаточно разноплановы с точки зрения сюжетной линии. Так, например, в новелле «Кавказ» перед взором читателя разворачивается история адюльтера, имеющая неожиданную и трагическую развязку. Бунин уделяет большое внимание пейзажным зарисовкам, внешности персонажей, описанию интерьеров. Повествование ведется от первого лица, что позволяет лучше понять чувства и помыслы главного героя. Повествование ведется неспешно благодаря большому количеству описаний, и это придает произведению реалистичность, словно перед нами дневниковые записи или мемуары, а не художественное произведение. Удивительно, но несмотря на то, что это произведение про адюльтер, большую часть «Кавказа» занимают описания быта и природы Кавказа. Отношения героя остаются за кадром, словно это что-то второстепенное. Поэтому развязка кажется еще более неожиданной: ревнивый муж, не выдержав измены любимой, кончает жизнь самоубийством. Бунин не описывает действий и чувств героини – к слову, она, как и главный герой, от чьего лица ведется повествование, безымянны, - бросила ли она любовника, либо решила связать с ним свою жизнь; переживала ли она гибель мужа, либо, напротив, восприняла известие о его смерти равнодушно, ничего этого нет. Автор оставляет финал, по сути, открытым, словно он всего лишь статист, описывающий происшествие. Читателю предоставляется возможность самому домысливать все душевные перипетии героев, ясно только одно – вряд ли впереди у этой пары счастливая совместная жизнь.

В рассказе «Чистый понедельник» перед нами предстает уже совсем другая история: двое влюбленных, которые еще не близки физически, но и платоническими их отношения назвать нельзя. Повествование, как и в новелле «Кавказ» ведется от первого лица (это вообще достаточно характерно для данного цикла). Главный герой изнемогает от страсти, но героиня достаточно холодна к нему. Она не идёт на встречу возлюбленному, но и не отталкивает его. На первый взгляд перед читателем развитие вполне обычного романа между молодым человеком и девушкой, принадлежащих к одному социальному кругу. И вот, когда кажется, что их отношения перешли на следующий виток, героиня разрывает их. Здесь нет третьего лишнего, просто у двух на первый взгляд близких людей оказываются разные жизненные пути. Он становится несчастным, по-прежнему любящим её, одиноким человеком, она, пойдя по выбранному ею пути, тоже, судя по всему, все еще любит его, но следует, как ей кажется, своему предназначению. Здесь взаимная любовь Буниным показана как крест, который разные по своему мировоззрению люди обречены нести значительную часть своей жизни, а может быть и всю жизнь.

Хотелось бы рассмотреть еще одно произведение данного цикла, которому незаслуженно мало уделяется внимания, а именно новеллу «В Париже». Написано произведение в 1940 году и, в отличие от двух вышеупомянутых новелл, показывает жизнь уже не просто одиноких людей, а людей, потерявших Родину. Перед нами предстают двое уже не молодых человека: бывший белый офицер, ныне пишущий исторические книги на заказ, и молодая официантка русского происхождения из состоятельной семьи. И. А. Бунин через диалоги передает их одиночество, жизненную и бытовую неустроенность. Возникшая между ними симпатия, переросшая в любовь, любовь сильную своим спокойствием, постоянством, отсутствием страсти дает читателю право надеяться на счастливый финал произведения. Но любимых разлучает смерть – такая банальная и трагическая ситуация. И вновь автор избегает подробного описания чувств персонажа, что помогает избежать фальши. Весь Бунин в деталях, позволяющих без лишних слов передать душевные переживания персонажа: «В коридоре, в плакаре увидала его давнюю летнюю шинель, серую, на красной подкладке. Она сняла её с вешалки, прижала к лицу и, прижимая, села на пол, вся дергаясь от рыданий и вскрикивая, моля кого-то о пощаде».

Как видим из краткого анализа трех произведений цикла «Темные аллеи», И. А. Бунин показывает, что любовь далеко не всегда является синонимом счастья, даже будучи взаимной. И даже если один человек пронес ее через жизненные невзгоды, это зачастую делает его еще более несчастным, нежели он был в момент разлуки с любимым человек, т. к. эта, теперь безответная любовь, заставляет его жить прошлым, отнимая настоящее и будущее. У любви, как и у прекрасных аллей – излюбленном месте прогулки юных пар, есть темные, мрачные стороны.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.