Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Тема супружеской измены в пьесе Александра Николаевича Островского «Гроза» и романе Эриха Марии Ремарка «Триумфальная арка» (Итоговое сочинение (декабрьское))

Тема супружеской измены — одна из главных тем мировой художественной литературы, причём она не зависит ни от времени написания произведения, ни от жанра, ни от направления. В качестве примеров можно привести пьесу Александра Николаевича Островского "Гроза" и роман немецкого реалиста Эриха Марии Ремарка "Триумфальная арка". Эти произведения разделяет почти столетие, но при этом и то и другое строятся вокруг измены главной героини. Судьбы Катерины и Жоан Маду на первый взгляд абсолютно разные, но в них можно найти и кое-что общее.

Катерина, молодая жена дворянина Кабанова, на самом деле совсем не любит своего мужа. Однако законы и нравы XIX столетия не принимали всерьёз желания невесты, поэтому ей приходится давать клясться перед Богом в вечной супружеской верности человеку, к которому она не испытывает никаких чувств. Не совсем понимая, что такое любовь, Катерина думает, что любит другого человека. Но так ли это на самом деле? Борис нравится ей, как образованный и интеллигентный молодой человек, который являет собой противоположность бесхребетному Кабанову, подверженного сильному влиянию своей матери-патриархальной дворянки, верной традициям Домостроя.

Островский намеренно делает образ Бориса максимально тусклым, показывая что несчастье Катерины вовсе не в несчастной любви. Героиня готова перебороть свои "чувства" усилием воли, но ей мешает золовка, которая устраивает свидание Катерины и Бориса. Но простая и бесхитростная девушка не может скрывать свой поступок и признается мужу и свекрови в измене. В конечном итоге она, не справившись с комплексом вины, кончает жизнь самоубийством.

Несколько в другую ситуацию попадает героиня "Триумфальной арки" актриса Жоан Маду (её прообразом скорее всего послужила известная немецкая актриса Марлен Дитрих, которую любил Ремарк). Жоан живёт в тяжелую эпоху между двумя мировыми войнами и перебивается случайными заработками. Интересно сравнить героев Ремарка и Островского. Маду открыто встречается с немецким иммигрантом Равиком. Но в отличие от слабовольного Кабанова, он очень сильная личность. Из-за своего еврейского прохождения ему приходится бежать из нацистской Германии и заниматься нелегальной врачебной практикой во Франции. Равик с достоинством несет свой крест: регулярно проводит сложные хирургические операции, занимается самообразованием, совершенствует свое знание французского языка. При этом он вынужден жить в постоянном страхе перед полицией. Его единственный близкий друг это портье Борис Морозов, с которым они часто проводят время. Случайная встреча с Жоан меняет его размеренную, хоть и опасную жизнь. Капризная и взбалмошная девушка постоянно ставит под угрозу его жизнь. Дававшему клятву Гиппократа врачу, приходится даже пойти на убийство гестаповца Хааке, чтобы обезопасить себя, а значит и Жоан.

Актриса совсем непохожа на благоразумную Катерину. Её заботят только развлечения и она как будто играет с чувствами Равика. Она не признаёт никаких правил морали и являет собой резкую противоположность героини Островского. Однако и её жизнь кончается трагедия. Как и Островский, Ремарк практически не описывает второго мужчину в любовном треугольнике Жоан Маду. Мы даже не знаем его имени, в отличие от имени Бориса Дикого.

В итоге он наносит актрисе смертельное ранение в порыве ревности. Но и тут мы снова видим резкое различие Катерины и Маду. Катерина находит силы наложить на себя руки, что само по себе требует немалого усилия воли. Жоан же смертельно раненая умоляет Равика ввести ей яд, что он и делает. В этом эпизоде снова проявляется контраст между Кабановым и героем Ремарка. Врач, давший клятву Гиппократа, нарушает её по ходу романа трижды. Кабанов делает все, чтобы соответствовать правилам семейной жизни, несмотря на то, что они губят его жену.

Намеренно затеняя образ мужчин, разрушивших семейное счастье, оба автора показывают, что причина смерти женщин не в измене,а в укладе жизни общества. Островский критикует нравы Российской Империи, которые оказались в стагнации и не дают внести новое течение жизни в застоявшийся быт страны. Катерина погибает прежде всего из-за

пренебрежения её мнением в вопросе замужества.

Произведения Ремарка являются прежде всего антивоенными. Действие "Триумфальной арки" происходит летом 1940 года, буквально накануне вторжения войск Третьего Рейха во Францию. Жоан, представительница так называемого "потерянного поколения", погибает из-за царящей неразберихи в жизни западноевропейского общества; её губит постоянный страх перед полицией, идеология фашизма, проникающая в умы многих европейцев, полная негуманность в поведении людей. Характерно, что роман кончается сценой в которой Равик и Борис выпивают после известия о начале войны Франции с Германией.

Подводя итог, хочу заметить что оба произведения, построенные вокруг темы супружеской измены, прежде всего критикуют уклад жизни общества. Об этом свидетельствует тот факт, что оба автора абсолютно не раскрывают образ персонажей, разрушивших семейное счастье главных героев. Несмотря на то, что произведения описывают разные эпохи и входят в состав различных литературных направлений их главная идея в том, что судьбы людей напрямик связаны с устройством общества.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.