Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Иммануил Кант о русской культуре (Сочинение на свободную тему)

Кант никогда не писал специальных работ о России и трудно было бы предположить, что философ пишет специальные работы, которые посвящены либо истории, либо географии, либо каким-то культурным особенностям российского народа, но, тем не менее, в его печатных произведениях, в записях его лекции, в его переписке, которая до нас дошла, или в каких-то разговорах, которые он вел в свое время, и записи которых были зафиксированы из всего вот этого многочисленного материала кое-что о том, что Кант знал о России, о русских, что он о них думал, мы узнать можем. Уже из вот этого перечня, мы видим, что это весьма разнородный материал печатные произведения, причем главным образом посвященные таким вопросам как: антропология или педагогика, кроме того, это лекции, лекции по физической географии, с одной стороны, а с другой стороны - по антропологии. Вот это вот, как раз, главные источники, наверное, нашего знания о том, что было известно Канту о России и что он о ней говорил. Больше всего, наверное, высказываний Канта о России, посвящено, как раз, географическим особенностям Российской Империи (на тот момент), и мы можем сказать, что Кант, который практически никогда не выезжал, по крайней мере далеко, за пределы Кёнигсберга, и уж никогда не бывал в России, за исключением того времени, когда Россия пришла в Кёнигсберг, и Кант, в силу этого, находясь Кёнигсберге на четыре с половиной года оказался русским подданным, так вот, не будучи в России после окончания семилетней войны, Кант довольно хорошо знал первоклассные описания путешественников: это работы Бюшинга, это работы Гмелина, это работы Георги.

И сегодня кое-что из того материала, которым пользовался Кант, нам кажется странным, нам кажется смешным, но работы по физической географии, которые лежат в основе кантовский лекций - это передовой край науке того времени, и именно там смог почерпнуть Кант свои знания о Сибири, о центральной Азии, о каких-то особенностях сибирских народов, их верований, описание каких-то шаманских обрядов, проблему того, где заканчивается Европа и где начинается Азия, размышления о том, было бы лучше или хуже, если бы многочисленные сибирские реки впадали не в Северный Ледовитый океан, а текли бы наоборот - на юг, какое бы это влияние оказывало бы в целом на географию, и в целом на какое-то культурное состояние России, Россия как северная страна, в которой неравномерно распределен день и ночь, и именно по этой причине, по мысли Канта, в России слишком много беспорядка имеется потому, что вот такие страны, в которых день и ночь делятся более-менее поровну гораздо более упорядочены. Вот это все то, что мы можем узнать из сочинений по физической географии, но, как я уже говорил, у Канта есть и лекции по антропологии и специальное произведения по антропологии, где как, по преимуществу, говорит о так называемом характере народа. Это была довольно модная тема во времена Канта, и Кант, несмотря на то, что сам иногда ставил под сомнение наличие характера народа, отдал дань, причем отдавал дань этой теме, начиная со своих еще докритических произведений довольно ранних, с произведений шестидесятых годов восемнадцатого века и практически до конца своей творческой карьеры, более того, в одном из своих произведений, ставя вопрос о том, осмысленно ли вообще говорить о национальном характере, не является ли это выдумкой, он вдруг неожиданно заявляет: тот, кто видел русскую армию, тот знает, что все они на одно лицо, и если вы видели русскую армию, вы знаете, что национальный характер это не выдумка. Вообще, надо сказать, что опыт общения с русской армией, с русскими солдатами, с русскими офицерами произвел на Канта неизгладимое впечатление, это, может быть, единственный личный опыт, который прорывается на его страницах в тех случаях когда он говорит о России, и о россиянах, О русской армии, он высказывается чаще всего таким образом, что даже самая механистичная армия того времени, и вообще армия как таковая, а именно - немецкая армия вряд ли иногда может что-то противопоставить именно русской армии, ну по какой причине? В частности, по такой причине, что как он заявляет - русские все очень здоровые и крепкие люди, а почему? В частности потому, наверное, что они не только голову, ноги, руки держат в холоде, но в том числе и грудь. А есть еще одно экзотическое объяснение этому обстоятельству, по мнению Канта очень рано русские бабы начинают успокаивать плачущих детей таким образом, что дают им немного национального напитка под названием водка, и тем самым, дети с очень ранних лет вынуждены испытывать совершенно необычное такое возбуждение, и он заявляет, что многие конечно при этом гибнут, и вообще это весьма такая пагубная, казалось бы привычка, но зато те, кто выживают, вот посмотрите на русских и на русскую армию, все сплошь крепкие и сильные, здоровые ребята. За исключением вот этих вот заявлений, касающихся русской армии, Кант довольно много и нелицеприятного сказал о россиянах, причём, в этом случае очень трудно установить источник, вот если источники его знания о географии довольно легко устанавливаются, то источники его знания о культуре, о нравах россиян, они скорее находится в тумане, более того, многое говорит о том что Кант занимается здесь скорее спекуляциями, в ругательном смысле этого слова. Несмотря на то, что он имел огромный опыт общения с россиянами, в том случае, когда речь заходит о национальном характере русских, он нередко верит ни самому себе, ни своим глазам, а он апеллирует к таким авторам как его любимый Руссо, который возможно никогда не видел ни одного россиянина, но что-то написала них, он опирается на книги своего современника Кристофа Мейнерса, который уже в титуле своего произведения написал, что эта работа о России человека, которая там никогда не был. С чем связана такая разнородность лекций по антропологии, с одной стороны, которые непонятно на чем основаны и полны предрассудков и предубеждений, и лекций по физической географии, в которых Кант опирается на первоклассные описания путешественников того времени, ответить сегодня весьма трудно. Но, правда, в защиту Канта и его, может быть, не самых добрых высказываний в адрес наших соотечественников надо сказать, что это была в целом особенность кантовской характеристики национальных характеров, он давал ее не по позитивным качествам, а скорее по недостаткам, и если мы соберем вместе все негативные высказывания которые он произнес о самих немцах, список получится почти такой же как и какие-то нелицеприятные высказывания в адрес россиян.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.