Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


По выказыванию Сенеки: «Некоторые неписаные законы твёрже всех писаных» (ЕГЭ обществознание)


Приведенное высказывание отражает суть взаимоотношений между разными видами правовых норм. Сенека утверждал, что бывают случаи, когда некоторые принципы и правила, не закрепленные законодательно (а к писаным нормам относятся именно законы), лучше исполняются людьми, зачастую несмотря на то, что их соблюдение, по сути, необязательно.

Я согласна с данным утверждением, но, как мне кажется, для начала следует разобраться с понятиями, которые используются в тезисе. Как уже написано мной выше, «писаные законы» - это самые настоящие юридические законы, а не какая-то литературная метафора, тогда к «неписаным законам» будут относиться обычаи, традиции и некоторое моральные нормы (именно «некоторые», потому что часть из них легла в основу письменных нормативно-правовых актов).


Итак, в каких случаях мы можем говорить о превосходстве обычая над законом? Во-первых, я думаю, именно такая ситуация складывалась в древних обществах, когда письменных законов еще не существовало в принципе или когда они только возникали. Например, в Древней Руси было принято наказывать кровной местью семью убийцы. Да, не существовало закона, который бы обязывал так поступать, но так было принято, и это являлось решающим фактором. Во времена Ярослава Мудрого появилась Русская Правда, которая гласила, что после совершения убийства семья жертвы может либо осуществить всю ту же кровную месть, либо потребовать выплаты виры (штрафа). Многие по-прежнему выбирали месть, что было привычно, что было в крови и памяти поколений.

Другой иллюстрацией неписаного закона, имеющего колоссальную власть над человеком, могут стать внутренние убеждения, честь, совесть и прочее. В произведении Этель Лилиан Войнич «Овод», а точнее в первой его части, читателю предстает Артур — совсем еще юный человек, являющийся членом революционной организации. Он знает, что деятельность его и его товарищей противозаконна, но, даже находясь под арестом, не раскрывает ничьих имен представителям власти. Выдать преступников было обязанностью по закону, но это бы означало для Артура предать единомышленников, их общее дело и опорочить себя в глазах многих близких людей. Так что именно эти его моральные устои заставили его преступить настоящий закон.

Таким образом, мы можем видеть, что человек действительно не всегда ориентируется на письменные нормативно-правовые документы, когда принимает то или иное решение. Существуют некоторые другие правила поведения, которые вовсе не обязательны для исполнения, но всё равно почему-то люди им охотно следуют.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 00:38:39
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение