Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Какой предстаёт революционная Россия в поэме блока «Двенадцать»? (ЕГЭ по литературе)

В поэме Блока «Двенадцать» революционная Россия предстаёт двуплановой, в ней конкретно исторические черты получают более широкое, символическое значение.

В экспозиции поэмы пространство конкретизируется: от вселенских масштабов оно сужается до пределов одного города. Столица охвачена бурей, метелью, вьюгой и пейзаж одновременно является как конкретным (определенный город – Петроград), так и космическим, вся Вселенная включается в действие «Ветер, ветер! // На всём божьем свете!».

Действие произведения разворачивается зимним вечером в революционном Петрограде. На это нам указывают детали, исторические приметы: плакаты «Вся власть Учредительному Собранию!», «Товарищ! Гляди в оба!»; обрывки диалогов прохожих, отражающие то, как народ воспринимает революцию (не понимает смысл государственного переворота, видит в этом только разрушение): «Ох, большевики загонят в гроб!».

Образ революционной России предстаёт расколотым на двое: на старый и новый мир. Представителями старого мира являются буржуй, вития, барыня в каракуле, поп, безродный пёс, а представителями нового мира отряд из 12 человек «В зубах цигарка, примят картуз, // На спину б надо бубновый туз!».

Один из участников отряда - Петруха испытывает противоречивые чувства по отношению к Катьке: «эту девку я любил» говорит герой, и в тоже время испытывает ревность и злость, когда видит Катьку с другим. Поэтому Петруха пытается убить Ваньку, за то, что он «с девочкой чужой гулял», однако, пуля попадает в Катьку. И героиня становится жертвой стихии, вселенского катаклизма. Сначала Петруха сожалеет о содеянном, говорит, что убил героиню сгоряча, а через небольшой промежуток времени Петруха забывает о своём преступлении «Он головку вскидывает, // Он опять повеселел». И отряд продолжает движение.

В финале произведения возникает образ Христа, который можно трактовать по-разному. Во время революции всё человеческое в людях погублено, и тогда надвьюжная фигура Христа противопоставлена бесовскому разгулу. Появление Христа становиться символом обновления, возрождения нравственного, гуманистического начала в человеке. С другой стороны, Христос может быть символом бунтарской стихии, рождающегося нового мира (Иисус освящает действия красногвардейцев, идёт впереди, указывает им путь). Также, образ Христа можно трактовать как расстеленное будущее, поскольку герои убивают того, кто идёт впереди, тем самым губят своё будущее.

Таким образом, поэма завершается открытым финалом. Бесспорным остаётся только прошлое (образ пса), разгул стихии (12 человек) и возможное будущее (фигура Христа). Они оказываются в одном символическом поле посреди вьюги с памятью о невинной жертве. И пространство от пределов одного города расширяется до вселенских масштабов и революция рассматривается как действие мировых масштабов.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.