Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Приёмы авторского психологического анализа в «Преступлении и наказании» (Достоевский Ф. М.)

"Достоевский - художник... бездны человеческой, человеческой бездонности", - так говорит о великом писателе русский философ Бердяев. Ф. М. Достоевский действительно настоящий мастер психологического анализа и изображения внутреннего мира героев. И роман "Преступление и наказание" является отличным подтверждением.

Это история не столько о планировании и совершении преступления, сколько о жизни героя после содеянного. Это история о том, как абсолютно гуманный Родион Раскольников пытается заглушить в себе всё человеческое. Именно чувствам героя, его психологическому состоянию уделяется особое внимание.

Передавая через строки внутренние переживания Раскольникова, Достоевский обнажает его истинную натуру. Он демонстрирует двойственность и контрастность души своего героя. Автор показывает, как раскольников мечется и из крайности в крайность. Как борется с собой. Как теоретик убивает в нем человека. И как человек пытается выжить.

С самого начала романа мы чувствуем неспокойное состояние Раскольникова. Оно передается через мастерски поданную атмосферу, через мелочи и детали. При чем Достоевский настолько искусно преподносит нам всю нервозность персонажа, что, когда его состояние меняется, мы сразу ощущаем это. Идеальным примером служит смерть Мармеладова и поведение Раскольникова в данном эпизоде. Мало того, что нам в очередной раз показывают человечность главного героя, мы также видим, что это событие влияет на него. Внезапно Раскольников ощущается живым, в какой-то степени даже воодушевленным, словно только-только начал чувствовать. Пусть это состояние длилось недолго, мы чувствуем его от начала до конца. Точно также мы буквально с первых строк ощущаем фальшь Раскольникова во время визита его матери и сестры.

В своем романе Достоевский часто прибегает к желтому цвету. Если углубиться в психологию, можно узнать, что этот цвет несёт в себе позитивное начало, символизирует успех, достаток, активность и сильную власть. В то же время желтый цвет - это алчность, подлость, предательство. Цвет интеллектуальной деятельности. Цвет сумасшествия. Достаточно противоречиво, не так ли? Никого не напоминает? Удивительно, как чётко психологическая характеристика цвета подходит Раскольникову. Создается впечатление, что он и сам "желтый" - такой же неоднозначный и двойственный. Казалось бы, просто преобладающий цвет, а сколько глубокого смысла заложено в нём.

Центральным приемом психологического анализа являются диалоги между персонажами. Здесь необходимо выделить "поединки" Раскольникова и Порфирия Петровича. Убийца и следователь. Разговор. Может показаться, что это просто диалог, но, читая между строк, мы понимаем, что это самый настоящий допрос. Следователь вместе с Достоевским анализирует Раскольникова. Он читает преступника, как раскрытую перед ним книгу, проникает в самые темные уголки души. Порфирий Петрович играет с Раскольниковым. Он ходит кругами, но не обвиняет прямо. Украдкой возвращается к теме и вновь уходит от нее, потому что прекрасно понимает, что психологически Раскольников слаб и его можно довести до чистосердечного признания. Складывается впечатление, что данный персонаж отражает Достоевского-психоаналитика.

Автор также открывает нам внутреннее состояние Раскольникова через его сны. Согласно психологии, сны ничего не говорят буквально. Это сплав сознательного и бессознательного, а значит через сны и образы сновидения передают наше внутреннее состояние. Это попытка разума найти решение, снять психологическое напряжение. И все сны Раскольникова отображают его внутреннее беспокойство. Сон о старой кляче перед убийством показывает, что задуманное преступление не под силу герою, так же как дряхлой лошади не под силу сдвинуть переполненную телегу. Сны после убийства символизируют борьбу добра и зла в Раскольникове. После последнего сна он наконец убеждается в крахе собственной теории и всё же отрекается от неё.

Мы привыкли, что авторы сами описывают и разъясняют нам чувства и мотивы персонажей. Однако использование психологического анализа кардинально меняет общее восприятие произведения. И Достоевский знал это, как никто другой.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.