Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Поиск по сайту

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!

Параллелограмм развития памяти (Психология)

Параллелограмм развития памяти, репликация эксперимента Леонтьева

Параллелограмм развития памяти, он же просто параллелограмм развития – это одна из основных концепций мнемонического развития по Леонтьеву.

Эта концепция, основанная на соответствующем эксперименте, получила довольно широкое распространение, поэтому по прошествии времени встал вопрос о подтверждении её жизнеспособности относительного нового поколения, а также дальнейшего продвижения, для чего требовалось повторить исходный эксперимент. До последнего времени воспроизведение этого эксперимента проходило с заметными изменениями, серьёзно нарушающими соответствие результатов оригиналу, так как происходило дополнение условий или же изменение единиц измерения.

Однако, стоит заметить, в первоначальном эксперименте Леонтьева были свои существенные, недочёты, такие как крайне широкая дифференциация по возрасту в пределах одной выделенной им возрастной группы и сохранение последовательности в не опосредованном и опосредованном запоминании.

Учитывая это, было решено доработать условия эксперимента для получения более точных данных.

Во-первых, слова и картинки были изменены для более полного их понимания современными детьми, так как некоторые понятия, употребляемые в эксперименте Леонтьева, вышли из употребления.

Во-вторых, увеличилось количество экспериментальных групп. Если у Леонтьева возрастные рамки для каждой группы был довольно широкими и местами перекрывали друг друга, то в воспроизведении эксперимента было представлено большее количество узких возрастных групп.

В-третьих, был изменён сам экспериментальный план – фиксированную последовательность не опосредованного и опосредованного запоминания сменило их случайное чередование, кроме того, список используемых в эксперименте слов перестал быть фиксированным.

В-четвёртых, инструкции, выдаваемые Леонтьевым, к сожалению, не сохранились, однако необходимость различия их для разных возрастных групп очевидна.

В-пятых, было изменено представление данных. Вместо трёх довольно широких групп без чёткого возрастного разделения (дошкольники-школьники-студенты) было решено использовать для получения наглядного результата три более точно сгруппированные по возрасту группы (младшие дошкольники-подростки-взрослые).

И, наконец, было изменена формула среднего отклонения. Та формула, которой пользовался Леонтьев не выглядит правдоподобной, поэтому было решено использовать стандартную формулу.

В качестве испытуемых принимали участие две группы дошкольников, четыре группы школьников и одна студенческая группа со средним возрастом в 20-23 года.

В качестве материала было использовано три списка слов, по 15 слов в каждом, тридцать чёрно-белых карточек с картинками и столько же – с буквами.

До допуска к основному тестированию проводилось пробное, с уменьшенным количеством слов. Если испытуемый проходил его и выражал стремление продолжать эксперимент, он входил в основную серию.

После завершения эксперимента подсчитывались ошибки испытуемого, а в случае с опосредованным запоминанием записывались объяснения испытуемого о причинах выбора картинки (или буквы) для вспоминания конкретного слова.

Результаты исследования вполне соответствовали концепции параллелограмма развития, хоть и не повторяли его полностью. В среднем можно сказать, что запоминание несущественно повысилось для всех возрастных групп. Было замечено, что, как и говорилось ранее, картинко-опосредованное запоминание эффективнее не опосредованного и буквенно-опосредованного для всех возрастных групп, при этом буквенно-опосредованное менее эффективно по сравнению с не опосредованным у групп доподросткового возраста и более эффективно – у всех остальных.

В общем, стоит сказать, что параллелограмм развития памяти Леонтьева подтверждается последующими опытами (серьёзных отклонений нет), однако необходимо ввести уточнение относительно буквенно-опосредованного запоминания, добавив к параллелограмму «хвостик», показывающий изменение эффективности буквенного запоминания относительно не опосредованного.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение