Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Психология развития: теории Жана Пиаже, Льва Выготского и Альберта Бандуры (Психология)

Психология развития является разделом психологии, который стремится объяснить развитие человека с течением времени как в микро-смысле, начиная с младенческого возраста и до периода зрелости, так и в макро-смысле – развитие человеческой культуры в целом через годы и десятилетия.

Следует отметить, что трудно делать громкие заявления о психологии развития, потому что это фактически зонтичный термин, используемый для описания ряда дисциплин, которые сосредоточены на одной и той же цели. Однако эти дисциплины зачастую весьма разнообразны и могут казаться весьма непохожими друг на друга во всех отношениях, за исключением их общей задачи.

В этом случае хорошее понимание психологии развития должно учитывать обзор различных дисциплин, составляющих отрасль в целом.

«Теория этапа» Пиаже

Одной из передовых фигур в психологии развития является Жан Пиаже. Ему приписывают первенство разработки «теории сцены» и утверждение о том, что все люди развиваются по аналогичному пути, продвигаясь через узнаваемые «этапы». Каждый из этапов имеет определяемые характеристики и психосоциальные цели, которые должны быть достигнуты для того, чтобы прогрессировать и перейти к следующей ступени.

Одним из наиболее интересных аспектов сценической теории является ее положение о том, что дети учатся, конструируя знания через опыт, а не получая их непосредственно из окружающей среды.

Кроме того, знания не являются врожденными и инстинктивными. Благодаря этому теория Пиаже нашла большую поддержку у тех, кто считает, что она способствует успешному педагогическому подходу.

Лев Выготский и социальный контекстуализм

Другой исследователь психологии развития, Лев Выготский, также считал, что взрослые несут ответственность за помощь в развитии детей. Однако вместо прямого дидактического подхода он выступает за то, чтобы взрослые вмешивались в развитие только на критических этапах, известных как «зоны ближайшего развития», когда ребенок приближается к переходу от одной стадии развития к другой.

Важно отметить, что Выготский будет продолжать расширять эту теорию, чтобы охватить более широкую перспективу общества в целом. Так же, как Пиаже считал, что обучение и развитие передаются от взрослого к ребенку, Выготский утверждал, что развитие начинается на социальном уровне и со временем переходит на индивидуальный. Другими словами, преобладающая культура, в которой рождается человек, оказывает глубокое влияние на ценности этого человека и, следовательно, на его развитие. Далее он заявил, что культура сама по себе несет ответственность за развитие личности.

Выготский впервые изложил эти взгляды в 1929 году в эссе «Проблема культурного развития ребенка», в котором описал свои экспериментальные методы. По большей части эти эксперименты сосредоточены на целенаправленном поведении. Подразумевалось, что стимулы и окружающая среда, создаваемые культурой, будут определять возможности, которые ребенок должен освоить, и то, как поместить эти навыки в общую иерархию ценностей.

Теория социального обучения Бандуры

Одним из последних исследователей в области психологии развития является Альберт Бандура. Первоначально симпатизируя убеждениям бихевиористов, Бандура несколько отошел от своих ранних убеждений после серии экспериментов, которые стали называться «Эксперименты с куклами Бобо». «Кукла Бобо» – надувная игрушка, сконструированная для того, чтобы продемонстрировать акт агрессии, который фиксировался на видеозаписи. После просмотра видео, на котором человек жестоко нападает на такую куклу, было установлено, что дети очень восприимчивы к повторению подобного поведения, даже без обещания вознаграждения или угрозы негативного подкрепления. Это в некоторой степени расходилось с утверждениями бихевиоризма о том, что обусловленность отвечает почти за все наблюдаемое поведение.

В итоге Бандура разработал теорию о том, что развитие происходит через процесс «социального обучения», в котором поведение засвидетельствовано, сохранено и, в конечном счете, повторно введено в действие детьми после наблюдения за поведением взрослых.

Бандура и более поздние последователи также пытались применить теорию социального обучения к сфере патологической психологии для объяснения преступного поведения. Утверждение состоит в том, что почти во всех случаях девиантное поведение развивается как стратегия избегания негативных переживаний после пережитого травматического опыта, связанного с болью или унижением.

Выводы

Психология развития – это общий термин, связанный с изучением развития людей, как частных лиц, так и с точки зрения общества в целом, с течением времени. Поскольку не существует единой теории, которая безоговорочно принималась бы в качестве объяснения человеческого развития, этот раздел лучше всего оценивать, рассматривая различные теории, делающие попытки решить основной вопрос.

«Теория этапа» Жана Пиаже утверждает, что все люди проходят общее развитие через стадии с определенным началом и концовкой, а также то, что взрослые несут ответственность за оказание помощи детям в продвижении через эти стадии.

Лев Выготский развил сценическую теорию Пиаже, предложив идею о том, что культура сама по себе является генератором человеческого развития, и именно поэтому, в дополнение к помощи детям в их развитии, взрослые должны также работать над тем, чтобы поддерживать ее высокий уровень.

Альберт Бандура разработал свою теорию развития социального обучения, обнаружив, что дети подражают определенному поведению независимо от награды или наказания. Это привело к широкому признанию идеи о том, что ранние травмы могут привести к отклонениям в поведении на более позднем этапе жизни.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.