Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Как композиции романа «Герой нашего времени» помогает понять Печорина? (ЕГЭ по литературе)


«Герой нашего времени» - произведение во многом новаторское. Оно первым так глубоко и полно раскрыло сложный внутренний мир и характер персонажа, отразило в нем типичные черты целого поколения и, по сути, объединило эти черты в целостный образ.

Композиция романа довольно необычна для своего времени: она представляет собой отдельные главы, расположенные не в хронологическом порядке. Главы можно разделить на две группы: в первой (куда относятся «Бэла», «Максим Максимыч» и предисловие к «Журналу Печорина») читателю описывают Печорина глазами посторонних людей, а во второй («Тамань», «Княжна Мэри» и «Фаталист») Григорий виден «изнутри», со всеми своими мыслями, переживаниями и собственной точкой зрения на происходящие события.


Такое расположение глав не случайно, как и то, что эти «блоки» выделены очень четко. Таким образом создается ощущения постепенного знакомства со всеми гранями личности главного героя – с каждой главой между читателем и Печориным словно исчезает кусочек завесы. В главе «Бэла» «завесой» являются два рассказчика – Максим Максимыч и автор записей, от чьего лица ведется повествование в главах первой группы. Их субъективные взгляды на Григория переплетаются и не дают читателю почти никакой информации о внутреннем мире героя. В «Максиме Максимыче» и «Предисловии» все события переданы через призму восприятия автора записей, что вносит хоть какую-то ясность в характеристику Печорина. Примечательно также то, что о смерти героя (и, соответственно, о конце его пути) читатель узнает в середине повествования – это метафора означает смерть «внешнего» Григория, показанного глазами окружающих, и предзнаменует знакомство с «внутренним» Печориным через его дневник.

Хронология глав дневника тоже несет в себе определенный смысл – это постепенное погружение в персоналии Печорина, начиная ярко проявляющимися чертами и заканчивая четким определением его нравственного поиска. В «Фаталисте» падает последняя «завеса» между читателем и Григорием – невооруженным глазом видны слабости героя, которые он скрывал за маской равнодушия и отстраненности, видны его страхи и впечатлительность.

С Григория словно снят «панцирь», и читатель видит его ранимое нутро во всех подробностях.

Разделение произведения на два блока имеет ещё одно, метафорическое значение – это аллюзия на жизнь Печорина, наполненную метаниями и противоречиями. Благодаря такому расположению глав контраст различных черт характера Григория становится ещё более очевидным. Фрагментарность повествования отражает безуспешные попытки героя наладить контакт с окружающим миром и самим собой.

Итак, композиция романа играет огромную роль в раскрытии всех характеристик личности главного героя и дополняет его психологический и философский портрет.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 10:32:50
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение