Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Как композиции романа «Герой нашего времени» помогает понять Печорина? (ЕГЭ по литературе)

«Герой нашего времени» - произведение во многом новаторское. Оно первым так глубоко и полно раскрыло сложный внутренний мир и характер персонажа, отразило в нем типичные черты целого поколения и, по сути, объединило эти черты в целостный образ.

Композиция романа довольно необычна для своего времени: она представляет собой отдельные главы, расположенные не в хронологическом порядке. Главы можно разделить на две группы: в первой (куда относятся «Бэла», «Максим Максимыч» и предисловие к «Журналу Печорина») читателю описывают Печорина глазами посторонних людей, а во второй («Тамань», «Княжна Мэри» и «Фаталист») Григорий виден «изнутри», со всеми своими мыслями, переживаниями и собственной точкой зрения на происходящие события.

Такое расположение глав не случайно, как и то, что эти «блоки» выделены очень четко. Таким образом создается ощущения постепенного знакомства со всеми гранями личности главного героя – с каждой главой между читателем и Печориным словно исчезает кусочек завесы. В главе «Бэла» «завесой» являются два рассказчика – Максим Максимыч и автор записей, от чьего лица ведется повествование в главах первой группы. Их субъективные взгляды на Григория переплетаются и не дают читателю почти никакой информации о внутреннем мире героя. В «Максиме Максимыче» и «Предисловии» все события переданы через призму восприятия автора записей, что вносит хоть какую-то ясность в характеристику Печорина. Примечательно также то, что о смерти героя (и, соответственно, о конце его пути) читатель узнает в середине повествования – это метафора означает смерть «внешнего» Григория, показанного глазами окружающих, и предзнаменует знакомство с «внутренним» Печориным через его дневник.

Хронология глав дневника тоже несет в себе определенный смысл – это постепенное погружение в персоналии Печорина, начиная ярко проявляющимися чертами и заканчивая четким определением его нравственного поиска. В «Фаталисте» падает последняя «завеса» между читателем и Григорием – невооруженным глазом видны слабости героя, которые он скрывал за маской равнодушия и отстраненности, видны его страхи и впечатлительность.

С Григория словно снят «панцирь», и читатель видит его ранимое нутро во всех подробностях.

Разделение произведения на два блока имеет ещё одно, метафорическое значение – это аллюзия на жизнь Печорина, наполненную метаниями и противоречиями. Благодаря такому расположению глав контраст различных черт характера Григория становится ещё более очевидным. Фрагментарность повествования отражает безуспешные попытки героя наладить контакт с окружающим миром и самим собой.

Итак, композиция романа играет огромную роль в раскрытии всех характеристик личности главного героя и дополняет его психологический и философский портрет.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.