Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Поиск по сайту

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!

Как композиционные особенности романа помогают понять образ Печорина? По роману Лермонтова «Герой нашего времени» (ЕГЭ по литературе)


Психологический роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» занимает особое место в русской литературе и обладает рядом отличительных особенностей. Одна из них - нарушение хронологической последовательности событий произведения. Рассмотрим, как эта уникальная черта помогает понять образ главного героя.

Во-первых, благодаря своеобразному расположению глав, у читателя появляется возможность рассмотреть характер и душу Печорина с разных сторон. Так, по сюжету роман начинается с повестей «Бэла» и «Максим Максимыч», в которых повествование ведётся от лица старого штабс-капитана. Он сразу отмечает противоречивость личности Григория Александровича, выражающуюся в его внешности, поступках и действиях: «Ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один» — при помощи антитезы подчёркивается неоднозначность образа главного героя: с одной стороны, он предстаёт отважным, полным энергии и жизненных сил, с другой — скрытным, замкнутым в себе и мучимым непонятными для остальных душевными терзаниями.

Поведение Печорина в этих первых двух главах производит отрицательное впечатление как на Максим Максимыча, так и на читателя. Похищение Бэлы, равнодушное отношение к её смерти, холодность и неуважение к штабс-капитану при их встрече через пять лет — всё это формирует представление о «герое нашего времени» как о эгоистичном и безнравственном человеке. Однако в последующих частях романа, которые являются записями из дневника самого Печорина, совсем по иному раскрывается внутренний мир героя, становятся понятны причины его тоски и разочарования в жизни и людях, и появляется искренняя жалость к его личности: «Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть» — эти строки из главы «Княжна Мери» заставляют переосмыслить образ Григория: он был отвергнут обществом, не нашёл понимания у других людей и тем самым был обречён на одиночество. На формирование его характера сильное влияние оказал именно этот конфликт с окружающим миром. Итак, читатель получает разностороннюю оценку лермонтовского героя: сначала она складывается со слов Максима Максимыча, потом — по рассказам из дневника Печорина. Такая форма изложения помогает лучше понять образ персонажа и даёт более цельное представление о его внутреннем состоянии.

Во-вторых, нарушение хронологии позволяет расположить главы таким образом, чтобы каждая часть являлась пояснением к предыдущим. Например, для нас становится странным и непонятным поведение героя в главе «Максим Максимыч». Отчего он так недружелюбен и суров при встрече с старым товарищем? Почему его душа полна грусти и печали? Ответ на эти вопросы лежит в последующих повестях. Так, в главе «Тамань» мы видим, как Печорин, нарушая привычный уклад «честных контрабандистов», винит себя и сравнивает с «топором в руках судьбы», который, не имея собственного счастья, «рубит» жизни других людей. Ему тягостно быть разрушителем чужих судеб, но он ничего не может с собой сделать. В повести «Княжна Мери» исповедь главного героя объясняет причины его апатичности и бестрепетности: «Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я её отрезал и бросил». Эти строки заставляют проникнуться сочувствием к герою, они обосновывают его последующие действия: Григорий Александрович похищает Бэлу с целью попытаться возродить давно погасшие чувства — он надеялся, что любовь героини сможет скрасить его скучное и бесцельное существование; холодность к Максиму Максимычу объясняется разностью их взглядов на жизнь и тягостью воспоминаний о смерти Бэлы... Другими словами, сначала читатель знакомится с таким Печориным, каким видят его окружающие люди и только после — с душой Григория Александровича.

Таким образом, расположение глав не по фабуле позволяет как можно лучше понять образ главного героя и увидеть причины его душевной пустоты.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение