Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Худ. методы «Горя от ума» (ЕГЭ по литературе)

Комедия Грибоедова “Горе от ума” — выдающееся произведение русской и мировой драматургии, которое писалось в позапрошлом веке и было закончено в 1824 году, накануне восстания декабристов 1825 года, поэтому на ее автора не могла не подействовать предреволюционная атмосфера тех лет. С помощью юмора в произведении Грибоедов раскрыл всю ту несправедливость, произвол и невежество, которым было пропитано общество.

Комедия представляет из себя органичное слияние трех художественных методов: классицизма, романтизма и реализма. Произошло это из-за того, что Грибоедов создавал пьесу на стыке эпох, во то время, когда один литературный метод сменялся другим.

Суть комедии — горе человека, и горе это проистекает от его ума. Сам Грибоедов писал о своем произведении: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека». Под «здравомыслящим человеком» автор подразумевал Чацкого . Именно его ум, способность мыслить независимо от чужой точки зрения и иметь свое мнение и привело к тому, что герой, униженный и оскобленный слухами о его сумасшествии, бежал из Москвы: «Вон из Москвы! сюда я больше не ездок». Сохранив классицистический принцип - куль разума, Грибоедов разделил персонажей пьес на тех, кто выступает за просвещение (положительные герои комедии) и тех, кто выступает против просвещения (отрицательные герои комедии). Фамусов, как яркий представитель «века минувшего», довольно открыто выражает свою позицию на этот счет: «Ученье - вот чума, ученость - вот причина».

Очевидно, герой привык молчать и слепо поступать согласно примеру старшего поколения; прислуживать вышестоящим людям, зависеть от мнения окружающих. Фамилия достаточно хорошо отображает этот жизненный принцип героя: «В мои лета не должно сметь свое суждения иметь». Кроме того, стоит заметить, что Молчалин - единственный герой пьесы, у которого нет монологов. Скалозуб - «зубоскал», сплетник и злой насмешник (Лиза: «И Скалозуб, как свой хохол закрутит, расскажет обморок, прибавит сто прикрас»). Фамилия Александра Андреевича Чацкого довольно сложна для понимания. Известно, что в черновиках Грибоедова фамилия главного героя звучала иначе - Чадский, так что можно справедливо отметить происхождение фамилии от слова «чад» - «дым». Персонаж постоянно находится в дыму полемик и ссор, но при этом, споря с людьми, он абсолютно не смотрит, слышат его окружающие или нет («Оглядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием»). Говорящими фамилиями наделены и второстепенные герои пьесы. Фамилия Репетилова с французского переводиться как «повторять», что прекрасно описывает сущность героя, который повторяет свободолюбивые идеи, даже не понимая их суть и во всеуслышание говорит о тайном обществе, в котором состоит, что само по себе довольно смешно. Тугоуховский действительно плохо слышит, у Горяча действительно довольно горькая жизнь под каблуком у своей жены Натальи Дмитриевны.

Следующий принцип классицизма в произведении - наличие героя-резонера, кем является Чацкий. А.С.Грибоедов его устами выражает свои мысли и переживания по многим поводам: по поводу культуры, образования, крепостного права, службы…

Весьма интересно в произведении проявились черты романтизма, которые реализован в исключительных чертах характера главного героя. В центре произведения Чацкий - яркий и нетипичный персонаж, вся жизнь которого, кроме тех 24 часов, которые предоставлены читателям для прочтения, окутана тайной: никто не знает откуда персонаж приехал или куда уезжает, что он делал до приезда в дом Фамусовых и что собирается делать после того, как уехал «вон из Москвы». Сам герой на вопрос Павла Афанасьевича «откудова теперь?» утверждает, что уже не до того, он «хотел объехать целый свет, и не объехал сотой доли».

Прибегаю к реализму, автор, во-первых, взял предметом изображения в своей комедии современную ему русскую действительно, а не античные мифы или вымышленные истории. Грибоедов объективно изобразил жизнь того времени: конфликт между консервативным большинством и либеральным меньшинством действительно был. Кроме этого, реализм в комедии проявляется в многочисленных отступлениях от норм классицизма: отсутствие единства действия, усложнение образной системы введением образа Софьи, дочери Фамусова, наличие четырех действий вместо положенных для классицистического произведения трех или пяти. Довольно несвойственное для классицизма явление - герой-резонер — Чацкий — участвует в любовном конфликте, и автор даже помещает его в комическую ситуацию. В этом находит отражение попытки Грибоедова отступить от героя-резонера в принципе. Еще одним отступлением от канонов классицизма является то, что руку Софьи не получает достойный.

Отдельного внимания достоен размер, какимнапосана пьеса. Приближая комедию к реализму, для имитации устной речи Грибоедов написал произведение вольным ямбом в диапазоне от двустопного до шестистопного.

Таким образом, комедия А. С. Грибоедова — это сложный синтез трех литературных методов, соединение отдельных их черт и целостная панорама русской жизни XIX века. Подобно Грибоедову, в дальнейшем, используя одновременно романтизм и реализм, А. С. Пушкин напишет «Евгения Онегина», а М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени».

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.