Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Внесценические персонажи «Горя от ума» (ЕГЭ по литературе)


Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» стало новаторским для своего времени произведением, одним из первых в России, написанных в рамках не только господствовавшего тогда классицизма, но и романтизма и реализма. В произведении автор дает обобщенную картину социальной жизни России первой четверти XIX века. Чтобы расширить рамки комедии и тем самым усилить обобщение и типизацию, в произведение вводятся внесценические персонажи.

Внесценические персонажи - это персонажи, не участвующие в действии; их образы создаются в монологах и диалогах действующих лиц. Внесценических персонажей можно условно разделить на четыре группы: герои, наглядно рисующие нравственные идеалы и принципы крепостного дворянства, персонажи, при помощи которых раскрывается крепостное право как социально-психологическое явление, герои, расширяющие представление о быте и нравах дворянской Москвы, и персонажи, близкие Чацкому и показывающие типичность его характера и поведения.


Персонажей, наглядно рисующих нравственные идеалы и принципы крепостного дворянства, представителей «века минувшего», идеалов фамусовского общества в произведении достаточно много. Максим Петрович - довольно яркий пример. Он делал карьеру, не брезгуя угодничеством и собственным унижением перед государыней Екатериной. Герой обернул невыгодное для себя положение в выигрышную ситуацию: он оступился «на куртаге» и упал на глазах у императрицы, но, быстро сообразив, что делать, поднялся и упал нарочно еще один раз, чем вызвал смех Екатерина и ее приближенных и заслужил ласковое отношение к себе. Фамусов восторженно рассказывает о Максиме Петровиче, упоминая, что тот «слышит при дворе приветливое слово», «в чины выводит» и «пенсии дает». По мнению Фамусова, тактика Максима Петровича - это единственно верная тактика для тех, кто хочет добиться успеха в обществе. Вот истинный идеал Фамусовых и Молчалиных - человек, готовый на унижение собственного достоинства ради чинов и благ.

Не менее ярок портрет Кузьмы Петровича - еще одного идеала «века минувшего», на которого, по мнению Фамусова, надо ровняться. Тот был «почтенный камергер», богатый, «на богатой был женат», добыл себе должность «с ключом» и не забыл о сыне, предоставив тому ту же должность, выгодно «переженил детей, внучат». Молчалин также упоминает Фому Фомича, замечая, что «слог его здесь ставят в образец». Это очередной образ, который дает читателям представление об идеалах русского дворянства того времени, человек, хорошо умеющий держаться за свою должность (любыми способами), ведь герой «при трех министрах был начальник отделенья». Молчалин восхищается им и его слогам только потому, что все им восхищаются, «ведь надо же зависеть от других».

Осуждая образцы фамусовского общества, Чацкий рассказывает о «Несторе негодяев знатных», обменявший своих слуг, которые «и честь, и жизнь его не раз спасали» на «борзые три собаки» и о владельце крепостного детского театра, отбиравшего «от матерей, отцов отторженных детей», заставляя «всю Москву дивиться их красе», но позже просто продал всех в разные места, даже не призадумывавшись на секунду, что эти крепостные дети из-за него больше не увидят свои семьи. Эти внесценические персонажи образуют условную группу героев, с помощью которых раскрывается крепостное право как социально-психологическое явление.

Грибоедов также вводит внесценических персонажей, с помощью которых расширяет представление о быте и нравах дворянской Москвы, знакомя читателей с важными и значительными в то время дамами, занимающими высокое положение в обществе - княгиней Марьей Алексевной и Татьяной Юрьевной. Поэтому Молчалин и советует Чацкому съездить к Татьяне Юрьевне на поклон, у нее находят покровительство все значимые люди, ведь «чиновные и должностные - все ей друзья и все родные». Героиня - сплетница, как в общем-то почти все женщины ее круга. ъъъъъ Восклицание Фамусова в конце пьесы: «Ах! Боже мой! Что станет говорить Княгиня Марья Алексевна» ярко отображает особенность всех представителей фамусовского общество - зависимость от мнения окружающих.

В монологе Чацкого о «французике из Бордо» главный герой комедии обличает русское общество, которое во всем старается подражать иностранному. Этот французик, приехавший в Россию «к варварам», ожидал увидеть дикую страну, но «тоска, и оханье, и стон» восторженных дам, облепивших его, дали возможность французику чувствовать себя здесь «маленьким царьком». Вводя данного внесценического персонажа, Грибоедов стремится показать, что московское общество - всего лишь пародия на французское. Французик «приехал и нашел, что ласкам нет конца; Ни звука русского, ни русского лица не встретил: будто бы в отечестве, с друзьями». Чацкий призывает перестать слепо копировать иностранцев, «чтоб умный, бодрый наш народ хотя б по языку нас не считал за немцев», но фамусовское общество высмеивает его взгляды, для этих людей ближе обращение «мадам и мадмуазель», чем «сударыня».

Но в своих прогрессивных идея, новых взглядах и идеалах Чацкий не один, и такую типичность характера и поведения героя показывают близкие ему внесценичнеские персонажи. Скалозуб рассказывает Фамусову о своем двоюродном брате, с которым они отличились «в тринадцатом году», «в тридцатом егерском, а после в сорок пятом» и получили ордена «за третье августа» (забавным является тот факт, что точная дата названа Грибоедовым неспроста, и у его современников, которые хорошо помнили Отечественную войну 1812 года, эта фраза не могла не вызвать смех. Дело в том, что никакого сражения в этот день не происходило, и необходимости «засесть в траншею» у Скалозуба не было). Павел Афанасьевич восхищается братом Скалозуба, называя его «прекрасным человеком», ровно до тех пор, пока не упоминается, что брат, несмотря на то, что «чин следовал ему», оставил военную службу и уехал жить в деревню, где «книги стал читать». Отказываться от очередного чина - немыслимо для Скалозуба и всего «века мигнувшего». Герой говорит о двоюродном брате с пренебрежение, и в этом сказывается отношение не только конкретного героя, но и всего фамусовского общества к учености и образованности. Но автор, вводя образ брата Скалозуба, стремится в условиях ограниченного пространства и времени показать неслучайность характера Чацкого. Для этого вводится и образ племянника княгини Тугоуховской, который выучился в педагогическом институте в Петербурге. Но княгиня, безусловно принадлежавшая к фамусовскому обществу и осуждавшая любую попытку к получению новых знания, утверждала, что в этом институте «упражняются в расколах и безверьи», осуждая племянника Федора.

Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» несет в себе не только черты романтизме и реализма, но и сохраняет некоторые принципы классицизма. Роль внесценических персонажей комедии заключается в создании в рамках ограниченного пространства и времени (принцип трех единств) широкую обобщающую картину общественной жизни России первой четверти XIX века.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 23:48:52
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение